Независимость судей и подчинение их только закону - Уголовно-процессуальный кодекс Украины. Коммента - Правовой портал Украины
LEX       
Правовой портал


МЕНЮ

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

конструктор договоров Украина

Статья 18. Независимость судей и подчинение их только закону


При осуществлении правосудия по уголовным делам судьи независимы и подчиняются только закону. Судьи решают уголовные дела на основе закона, в условиях, исключающих постороннее воздействие на судей.

Комментарий :

1. Конституция Украины гарантирует независимость и неприкосновенность судей (см. ст. 126) и принципиально утверждает, что судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону (см. ст. 129). Таким образом, вступает жизненной силы конституционный принцип разделения функций власти на законодательную, исполнительную и судебную. В то же время это положение нашло свое специальное закрепление в ст. 1 Закона Украины "О статусе судей" от 15 декабря 1992 г., где сказано: "Профессиональные судьи и привлеченные в определенных законом случаях для осуществления правосудия представители народа являются носителями судебной власти в Украине, осуществляющих правосудие независимо от законодательной и исполнительной власти". Кроме того, Закон Украины "О государственной защите работников суда и правоохранительных органов" устанавливает систему особых мер государственной защиты работников суда от препятствования выполнению возложенных на них законом обязанностей и осуществлению предоставленных прав.

Все это должно обеспечивать судьям возможность решать порученные им дела на основании представленных фактов и в соответствии с законом, без какого-либо постороннего прямого или косвенного воздействия в виде служебного давления, угроз, произвольного непредоставления положенных льгот, кампании в средствах массовой информации, пикетирования, незаконных депутатских запросов и публичного обсуждения судебных процессов и вымогательства принять то или иное решение и тому подобное. Никто и ни при каких условиях не может препятствовать суду осуществлять свое конституционное право и обязанность справедливо вести судебное разбирательство, соблюдать права сторон и принимать законные и обоснованные решения.

2. Независимость судей в наиболее общем и принципиальном понимании означает, что все судебные решения, вступившие в законную силу, являются обязательными к исполнению всеми организациями государственной власти, гражданами и юридическими лицами - они являются законами в каждой отдельной делу, никто не вправе отменить или изменить, кроме случаев специально установленного судебного порядка.

3. В юридической литературе справедливо отмечается, что закон устанавливает двуединый принцип независимости судей. С одной стороны, судьи в своей профессиональной деятельности могут действовать независимо от какого-либо вмешательства относительно вынесенных ими актов и решений, но с другой стороны, и это не менее важно, - судьи должны действовать на основе закона, в полном соответствии с законом и подчиняться ему. Именно этим, помимо прочего, обеспечивается полноценная независимость судей, ибо, имея за своей спиной обязательный для всех закон, они могут действовать уверенно, безбоязненно и справедливо. Такой подход также ставит крепкие препятствия судьям относительно не предусмотренных законом действий, превышение полномочий, злоупотреблений и произвола. Понятно, что чем четче будут нормы материального права и чем последовательнее и полнее будет регламентировано рассмотрение и разрешение дел, тем лучше будет обеспечена законность и независимость судопроизводства.

Независимость судей имеет еще один, психологический аспект. Судья должен иметь хорошо воспитанную волю, чтобы его мировоззрение, партийные предпочтения (формально он должен быть вне политическими партиями), эстетические вкусы, впечатления, эмоции и симпатии ни в коем случае не влияли существенно на юридические оценки и правовые решения.

4. Конкретно независимость судей при рассмотрении и разрешении уголовных дел означает:

- Во-первых, их независимость от прямого воздействия органов государственной власти и должностных лиц, представителей общественных организаций, партий, движений, фирм, группировок, отдельных граждан в виде выраженных "мыслей", "пожеланий" и вариантов решения дела;

- Во-вторых, независимость от вышестоящих судов, которые, отменяя приговор и направляя дело на новое рассмотрение, не имеют права давать заранее оценку доказательств и определять выводы нижестоящего суда (см. ст. 374 УПК);

- В-третьих, независимость от выводов предварительного следствия, выводов и замечаний участников предварительного и судебного рассмотрения дела, оценок и предложений, изложенных участниками судебных прений, подсудимым в последнем слове;

- В-четвертых, в случае коллегиального рассмотрения дела независимость судей друг от друга, народных заседателей от судей, судей и народных заседателей от председательствующего - каждый из них принимает решение самостоятельно на основании тщательной оценки доказательств и личного внутреннего убеждения;

- В-пятых, независимость и неподотчетность кому, никто не вправе требовать от судьи объяснение рассмотренных дел и тех дел, находящихся в его производстве, или давать дела кому-либо для ознакомления, кроме специально предусмотренных законом случаев (см. ст. 12 Закона Украины "О статусе судей").

5. Независимость судей обеспечивается законодательными гарантиями в виде: особого порядка их назначения, избрания, приостановления полномочий и освобождения от должности; особого порядка присвоения воинских званий судьям военных судов; предусмотренной процедурой осуществления правосудия; тайны принятия судебного решения и запрета ее разглашения; запрета под угрозой ответственности вмешиваться в осуществление правосудия ответственности за неуважение к суду либо судье, права судьи на отставку; неприкосновенности судей, создание необходимых организационно-технических и информационных условий для деятельности судей, материального и социального обеспечения судей в соответствии с их статусом; особого порядка финансирования судов, системы органов судейского самоуправления; строгого предписания всем государственным органам, учреждениям и организациям, органам местного и регионального самоуправления, гражданам и их объединениям уважать независимость судебных органов и не посягать на нее.

6. Важной гарантией независимости судей является их неприкосновенность, которая распространяется на их жилье, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, принадлежащее им имущество и документы. Конкретизируя ст. 126 Конституции, Закон Украины "О статусе судей" в ст. 13 устанавливает, в частности, что судьи не могут быть задержаны или арестованы до вынесения обвинительного приговора, они также не могут быть задержаны по подозрению в совершении преступления; судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или административного правонарушения, взыскание за которое налагается в судебном порядке, должен быть немедленно освобожден после установления его личности.

7. Следует обратить внимание на основания и порядок занятия судьей своей должности и освобождения от нее. На должность профессионального судьи впервые лица, отвечающие требованиям к кандидатам в судьи, назначаются Президентом Украины по рекомендации квалификационной комиссии судей и представлению Высшего совета юстиции (см. ст. 128, 131 Конституции, ст. 29 Закона Украины "О Высшем совете юстиции") . Все другие судьи, кроме судей Конституционного Суда Украины, избираются Верховной Радой Украины бессрочно на основании рекомендации Высшей квалификационной комиссии судей Украины по представлению Председателя Верховного Суда Украины (председателя соответствующего высшего специализированного суда) (см. ст. 128 Конституции Украины, ст. 61 Закона Украины "О судоустройстве Украины").

Освобождение судьи от должности может быть осуществлено органом, который его избрал или назначил, в случае: истечения срока, на который судья избран или назначен; достижения судьей шестидесяти пяти лет; невозможности исполнять свои полномочия по состоянию здоровья; нарушение требований относительно несовместимости , нарушение присяги; вступления в законную силу обвинительного приговора в отношении судьи; прекращения его гражданства, признание его безвестно отсутствующим или объявления умершим; подачи судьей заявления об отставке или об освобождении от должности по собственному желанию. Полномочия судьи прекращаются в случае его смерти (см. ст. 126 Конституции Украины).

8. Независимость судей также обеспечивается правовыми нормами, которые предусматривают ответственность лиц, которые вмешиваются в деятельность судьи по осуществлению правосудия, проявляют неуважение к суду или судьи, совершают вне судебного заседания любые действия, свидетельствующих о явном неуважении к суду или судье в связи с их деятельностью. Предусмотрена уголовная ответственность за вмешательство в деятельность судебных органов, за угрозу или насилие в отношении судьи, народного заседателя или присяжного, за умышленное уничтожение или повреждение имущества судьи, народного заседателя или присяжного, за посягательство на жизнь судьи, народного заседателя или присяжного в связи с их деятельностью, связанной с осуществлением правосудия, за неисполнение судебного решения (см. ст. 376, 377, 378, 379, 382 УК), а также административная ответственность за проявление неуважения к суду, воспрепятствование явке в суд народного заседателя, непринятие мер по выполнению отдельного определения суда или отдельного постановления судьи, представление прокурора, следователя, органа дознания (см. ст. 1853, 1855, 1856 КУоАП).

9. Специальным мероприятием утверждения независимости и неприкосновенности судей является обязанность государства обеспечить личную безопасность судей и их семей (см. ст. 126 Конституции Украины, Закон Украины "О государственной защите работников суда и правоохранительных органов").

10. Гарантией независимости судей, которая ослабляет общую, принципиально возможной предвзятости судей, есть правило, что судьи не могут принадлежать к политическим партиям и профсоюзам, принимать участие в любой политической деятельности, иметь представительский мандат, занимать другие оплачиваемые должности, выполнять другую оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской и творческой (см. ст. 127 Конституции Украины). Пленум Верховного Суда Украины в своем постановлении "О независимости судебной власти" от 13 июня 2007 г. N 8 подчеркнул, что в контексте обеспечения принципа независимости судей профессиональным судьям запрещено выполнять не свойственные суда функции, они не могут быть членами различных комитетов, комиссий по борьбе с преступностью и привлекаться к другой работе, если это может повлиять на их независимость и беспристрастность при осуществлении правосудия (см. п. 6).
ВХОД

БИБЛИОТЕКА (БЕТА):

"LEX" - Правовой портал Украины © 2021Анализ интернет сайтов