Недопустимость разглашения данных досудебного следствия - УПК - Правовой портал Украины
LEX       
Правовой портал


МЕНЮ

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

конструктор договоров Украина

Статья 121. Недопустимость разглашения данных досудебного следствия


Данные досудебного следствия можно объявить лишь с разрешения следователя или прокурора и в том объеме, в котором они признают возможным.

В необходимых случаях следователь предупреждает свидетелей, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, защитника, эксперта, специалиста, переводчика, понятых, а также других лиц, присутствующих при производстве следственных действий, об обязанности не разглашать без его разрешения данных предварительного следствия. Виновные в разглашении данных досудебного следствия несут уголовную ответственность по статье 387 Уголовного кодекса Украины.

Комментарий :

1. Неразглашение данных досудебного следствия является одним из условий успешного расследования дела, поскольку преждевременное разглашение такой информации может негативно повлиять на процесс раскрытия и расследования дела (вследствие разглашения соответствующих данных обвиняемый или его соучастники могут уничтожить следы, вещественные доказательства; угрожать участникам процесса, их разоблачают, и др..).

2. Доступа к информации - это предусмотренный правовыми нормами порядок получения, использования, распространения и хранения информации.

3. По режиму доступа информация разделяется на открытую информацию и информацию с ограниченным доступом.

Государство осуществляет контроль за режимом доступа к информации.

Задача контроля за режимом доступа к информации состоит в обеспечении соблюдения требований законодательства об информации всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, недопущении необоснованного отнесения сведений к категории информации с ограниченным доступом.

Государственный контроль за соблюдением установленного режима осуществляется специальными органами, которые определяют Верховная Рада Украины и Кабинет Министров Украины.

В порядке контроля Верховная Рада Украины может требовать от правительственных учреждений, министерств, ведомств отчеты, содержащие сведения об их деятельности по обеспечению информацией заинтересованных лиц (количество случаев отказа в предоставлении доступа к информации с указанием мотивов таких отказов; количество и обоснование применения режима ограниченного доступа к отдельным видам информации, количество жалоб на неправомерные действия должностных лиц, отказавших в доступе к информации, и принятые к ним меры и.т.п.) (см. ст. 28 Закона Украины "Об информации").

Таким образом, если данные досудебного следствия относятся к категории государственной тайны, то их разглашение даже с разрешения следователя или прокурора будет незаконным. В этом контексте речь идет о распространении с разрешения указанных должностных лиц только ограниченной информации, которая на период следствия относится к категории конфиденциальной.

В некоторых случаях действующий УПК обязывает следователя принимать меры по неразглашению отдельных данных, полученных в ходе расследования дела. В частности, согласно требованиям ст. 185 УПК следователь должен принимать меры к тому, чтобы не были разглашены выявленные при обыске или выемки обстоятельства личной жизни обыскиваемого и других лиц, проживающих или временно находящихся в помещении, где проводится обыск.

Следователь может как в устной, так и в письменной форме предупредить участников уголовного судопроизводства, указанных в ч. 2 комментируемой статьи, об обязанности не разглашать без его разрешения данных, известных им в связи с участием в деле (как свидетель, потерпевший , понятий и др..).

Если речь идет о неразглашении сведений о лице, в отношении которого осуществляются меры безопасности, то эта информация в соответствии с п. 4.1.6 указанного Свода сведений является государственной тайной. И когда согласно ст. 523 УПК относительно свидетеля принято решение об изменении его анкетных данных, а он участвует в опознании, где его видят понятые, то в таком случае в обязательном порядке от понятых получаемых письменные обязательства о неразглашении данных досудебного следствия.

4. Следователь сам определяет, какие данные и в каком объеме можно разгласить, с учетом возможных негативных последствий этого. Например, во время дачи интервью или встречи с трудовым коллективом, который решает вопрос о взятии обвиняемого на поруки (см. ч. 2 ст. 10 УПК), или в обращении через прессу, телевидение, радио к населению за помощью в установлении очевидцев, вещественных доказательств, неопознанного трупа и др..

5. Согласно ч. 1 ст. 387 УК виновные в разглашении без разрешения прокурора, следователя или лица, производившего дознание или досудебное следствие, данных досудебного следствия или дознания, предупреждены в установленном законом порядке об обязанности не разглашать такие данные, - наказываются штрафом от пятидесяти до ста необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет.

Этой статьей УК предусмотрена ответственность за разглашение таких данных и судьей, прокурором, следователем и другими должностными лицами.
ВХОД

БИБЛИОТЕКА (БЕТА):

"LEX" - Правовой портал Украины © 2021Анализ интернет сайтов