Действие уголовно-процессуального закона - Уголовно-процессуальный кодекс Украины. Комментарий - Правовой портал Украины
LEX       
Правовой портал


МЕНЮ

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

конструктор договоров Украина

Статья 3. Действие уголовно-процессуального закона


Производство по уголовным делам на территории Украины осуществляется по правилам настоящего Кодекса независимо от места совершения преступления.

При производстве по уголовному делу применяется уголовно-процессуальный закон, действующий соответственно во время дознания, досудебного следствия или судебного рассмотрения дела.

Нормы настоящего Кодекса применяются при производстве по делам о преступлениях иностранных граждан, за исключением лиц, пользующихся правом дипломатической неприкосновенности. Нормы настоящего Кодекса применяются и по делам о преступлениях лиц без гражданства.

При проведении на территории Украины следственных и иных процессуальных действий на основании запроса (поручения) компетентного органа иностранного государства о международной правовой помощи по уголовному делу, находящемуся в его производстве, применяются нормы настоящего Кодекса. Правовой статус свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков и участников процесса в иностранном государстве при выполнении следственных и иных процессуальных действий на основании запроса (поручения) компетентного органа иностранного государства по уголовному делу на территории Украины при участии этих лиц не требует установки по правилам настоящего Кодекса.

По просьбе компетентного органа иностранного государства при исполнении на территории Украины запроса (поручения) о международной правовой помощи может применяться иностранное процессуальное законодательство, если это предусмотрено международным договором, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины.

Комментарий :

1. В ч. 1 ст. 3 УПК закрепляется территориальный принцип определения действия уголовно-процессуального закона в пространстве, согласно которому нарушение, досудебное следствие и рассмотрение судом уголовных дел на территории Украины осуществляются по правилам настоящего Кодекса независимо от того, совершено преступление на территории Украины или за ее пределами.

Согласно ст. 1 Закона Украины "О государственной границе Украины" от 4 ноября 1991 г. территория Украины является суша, воды, недра, воздушное пространство, ограниченные линией и вертикальной поверхностью, проходящая по этой линии, и является государственной границей Украины.

Территория Украины включает:

а) сушу (сухопутную территорию) в пределах государственной границы Украины;

б) воды (водную территорию), к которым относятся:

- Внутренние территориальные воды - воды рек, озер и других водоемов на территории Украины, воды морских портов Украины, воды заливов, бухт, лиманов, протоков, берега которых полностью принадлежат Украине, воды пограничных рек до середины главного фарватера;

- Территориальные прибрежные морские воды шириной 12 морских миль от линии наибольшего отлива (морская миля равна 1853 м).

Морские воды, находящиеся за пределами территориальных прибрежных вод любого государства, образуют так называемое открытое море и относятся к нейтральным вод;

в) воздушное пространство - часть атмосферы, расположенная над сухопутной и водной территорией Украины.

Воздушное пространство, находится не над сухопутной или водной территорией любого государства, образует так называемый открытый воздушное пространство и относится к нейтральному воздушного пространства;

г) недра - пространство под поверхностью сухопутной и водной территории Украины к центру Земли. К территории Украины также относятся:

- Военные суда, приписанные к портам на территории Украины и плавающих под флагом Украины, независимо от того, где они находятся - в открытом море, в территориальных водах или портах других государств;

- Невоенные суда, приписанные к портам на территории Украины и плавающих под флагом Украины, - в открытом море;

- Военные воздушные суда Украины, приписанные к аэропортам на территории Украины во опознавательным знаком Украины, где бы они не находились - в открытом воздушном пространстве, в воздушном пространстве или на аэродроме другого государства;

- Невоенные воздушные суда Украины, приписанные к аэропортам на территории Украины, находятся под опознавательным знаком Украины, - в открытом воздушном пространстве;

- Территория дипломатических представительств Украины за границей;

- Территория расположения воинских частей Вооруженных Сил Украины за рубежом.

2. В некоторых случаях, при совершении преступления на воздушном, морском или речном судне, которое находится за пределами Украины под флагом или с опознавательным знаком Украины, производство по уголовным делам может осуществляться не в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Украины, а в порядке, предусмотренном международными договорами .

При выполнении на территории Украины поручений соответствующих субъектов иностранных государств, с которыми заключены договоры об оказании правовой помощи в уголовных делах, применяется уголовно-процессуальное законодательство Украины. Однако по просьбе учреждения, от которого поступило поручение, при его исполнении может применяться процессуальное законодательство соответствующего иностранного государства, при условии, что оно не противоречит законодательству Украины. При этом в зависимости от стадии уголовного судопроизводства вопрос о возможности применения процессуального законодательства другого государства решают Генеральный прокурор Украины или Верховный Суд Украины.

3. Не считается территорией Украины территория, на которой расположены дипломатические представительства других государств в Украине, военные суда, приписанные к портам на территории других государств и плавающих под их флагами, находящихся в территориальных водах или портах Украины, а также военные воздушные суда других государств, приписанные к аэропортов на их территории под их отличительным знаком, находящихся в воздушном пространстве или на аэродроме Украине. На этих территориях правила производства по уголовным делам, установленные УПК, не действуют, но могут применяться с согласия уполномоченных представителей соответствующих государств.

4. Ч. 2 ст. 3 УПК определяет принцип действия уголовно-процессуального закона во времени, в соответствии с которым уполномоченные лица и органы при проведении дознания, досудебного следствия или судебного разбирательства дела должны применять правила, содержащиеся в уголовно-процессуальном законе, который действует во время проведения в деле . Ч. 5 ст. 94 Конституции Украины определяет, что любой закон Украины вступает в силу через десять дней со дня его официального обнародования, если иное не предусмотрено самим законом, но не ранее дня его опубликования. Таким образом, исходной точкой для определения даты вступления в силу уголовно-процессуальным законом, под которым следует понимать Уголовно-процессуальный кодекс и все изменения и дополнения, которые были или могут быть внесены в него в будущем, служат дня его официального обнародования и опубликования.

Официальное обнародование закона - это доведение до всеобщего сведения содержания принятого закона с целью информирования о его принятия и создание условий для ознакомления с его содержанием. Соответствующая информация выдается от имени законодательного органа и содержит полный и гарантированно точный текст принятого закона. Согласно ч. 2 - 4 ст. 94 Конституции Украины официальное обнародование законов Украины является правом и одновременно обязанностью Президента Украины. На этом основании вопросы, связанные с официальным обнародованием законов, регламентируются Указом Президента Украины "О порядке официального обнародования нормативно-правовых актов и вступления их в силу" от 10 июня 1997 г. В соответствии с этим Указом законы Украины не позднее чем в п ' ятнадцятиденний срок после принятия Верховной Радой Украины и подписания Президентом Украины подлежат обнародованию государственным (украинским) языком в официальных печатных изданиях, к которым относятся: "Официальный вестник Украины", "Ведомости Верховной Рады Украины" и газет "Урядовый курьер", " Голос Украины ". При этом официальное обнародование законов осуществляется только после включения их в Единый государственный реестр нормативных актов с указанием присвоенного им регистрационного кода, осуществляется Министерством юстиции Украины.

5. Как и все законы, уголовно-процессуальный закон также может быть опубликован в других печатных изданиях, но обязательно только после их официального обнародования.

Таким образом, обнародование закона - это информация о принятии закона и его содержание, а опубликования - это средство доведения до всеобщего сведения этой информации.

По общему правилу, уголовно-процессуальный закон вступает в силу через десять дней после его опубликования в указанных официальных печатных изданиях. При этом, если закон опубликован в газете "Урядовый курьер" или "Голос Украины" раньше, чем в "Официальном вестнике Украины" и "Ведомостях Верховной Рады Украины", он вступает в силу после опубликования в газете. В то же время допускается возможность в самом законе предусмотреть иные сроки вступления в силу, но не ранее дня его опубликования. Выполнение этого условия призвано обеспечить условия для ознакомления с содержанием вновь законов, что, безусловно, должно способствовать полной и эффективной их реализации - ведь невозможно правильно реализовывать закон, не ознакомившись с его официально установленным текстом.

Значительно больше чем десять дней сроки определяются для вступления кодексами и значительными по своему объему законами или законами, которые вносят, по сравнению с соответствующими предыдущими законами, существенные изменения в урегулировании определенных отношений, а это требует большего времени для изучения содержания таких законов и проведение мероприятий для обеспечения их реализации. Примером может служить Уголовный кодекс Украины, принятый Верховной Радой Украины 5 апреля 2001 г. и в соответствии с п. 1 разд. 1 его Заключительных и переходных положений вступил в силу с 1 сентября 2001

Нормы уголовно-процессуального закона действуют до их отмены или замены новыми нормами, а если норму было принято на определенный срок - до окончания такого срока.

6. Необходимость применения уголовно-процессуального закона, действующего на время производства по уголовному делу, обусловливает возможность его обратного действия во времени. Это означает, что момент производства по уголовному делу уголовно-процессуальный закон изменяется, то после вступления соответствующими изменениями силу необходимо применять новые процессуальные нормы, независимо от того, когда было совершено преступление и возбуждено дело.

 

Ч. 3 ст. 22 Конституции Украины содержит норму, в соответствии с которой в случае принятия новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод. На этом основании какие-либо поправки к уголовно-процессуального закона, которые отменяют или ограничивают то или иное процессуальное право участника процесса, независимо от того, находится определенное дело в производстве или нет, будут противоречащими Конституции, а потому недействительны с момента своего принятия и не могут иметь ни обратной, ни прямого действия.

7. Ч. 3 статьи, коммент устанавливает общее правило, в соответствии с которым нормы этого Кодекса применяются при производстве по делам о преступлениях, совершенных иностранными гражданами. Согласно ст. 1 Закона Украины "О гражданстве Украины" от 18 января 2001 г. иностранным гражданином (иностранцем) является лицо, которое не находится в гражданстве Украины и является гражданином (подданным) другого государства (или государств).

В то же время нормы УПК не применяются в отношении лиц, пользующихся правом дипломатической неприкосновенности. Дипломатические представители иностранных государств и некоторые другие лица наделены дипломатической неприкосновенностью (иммунитетом) рядом международно-правовых актов, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины и действующим законодательством Украины (например, Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г., Венской конвенцией о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций от 13 февраля 1946 г., соответствующими международными договорами, в которых участвует Украина, Законом Украины "О международных договорах Украины" от 29 июня 2004 г., Положением о дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств в Украине от 10 июня 1993 г. и др..). Это означает, что в случае совершения этими лицами преступления на территории Украины они не подсудны по уголовным делам судам Украины и вопрос об их ответственности решается дипломатическим путем.

Дипломатическая неприкосновенность может быть:

- Полной, она обусловливает неподсудности по уголовным делам судам Украины относительно любых действий, независимо от того, совершены ли они лицом при исполнении ее официальных функций или в других случаях, например в бытовых отношениях;

- Ограниченной, при ней неподсудности распространяется исключительно на действия, совершенные определенной должностным лицом при осуществлении своих официальных функций.

Следует иметь в виду, что на лиц, обладающих полной или ограниченной дипломатической неприкосновенностью, может быть распространена уголовная юрисдикция Украины, если соответствующее государство даст ясно выраженное согласие на это и избавит такое лицо дипломатического иммунитета.

К лицам, на которых распространяется полная или ограниченная дипломатическая неприкосновенность, относятся:

- Генеральный Секретарь ООН, его помощники и другие должностные лица ООН, а также члены их семей;

- Представители иностранных государств, члены парламентских делегаций, а также на основе взаимности сотрудники делегаций иностранных государств, которые приезжают в Украину или проезжающих через ее территорию транзитом для участия в международных переговорах, международных конференциях и совещаниях или с другими официальными поручениями, члены семей этих лиц, сопровождающих, если они не являются гражданами Украины;

- Дипломатические агенты - посол, посланник, поверенный в делах;

- Члены дипломатического персонала дипломатического представительства, имеющие дипломатический ранг, - советники, торговые представители, военные атташе, первые, вторые и третьи секретари, заместители торговых представителей, помощники атташе и члены семей указанных лиц, если они не являются гражданами Украины;

- Дипломатические курьеры при исполнении своих обязанностей;

- Дипломатические агенты, которые аккредитованы в другом государстве и транзитом проезжают через территорию Украины, члены их семей, которые сопровождают указанных лиц или следуют отдельно, чтобы присоединиться к ним или вернуться в свое государство;

- Дипломатические агенты, которые являются гражданами Украины или постоянно в нем проживают, - только по официальным действий, совершенных ими при выполнении своих функций;

- Административно-технический персонал дипломатических представительств и члены его семей;

- Консульские должностные лица консульского учреждения, которым поручено выполнение консульских функций.

При выяснении объема дипломатического иммунитета консульских должностных лиц и консульских служащих, сотрудников административно-технического и обслуживающего персонала дипломатических представительств, а также членов семей этих лиц необходимо обращаться и к конкретным соглашений между Украиной и соответствующими государствами об учреждении дипломатического или консульского представительства. Этими соглашениями указанным лицам на основе взаимности может быть предоставлен больший объем иммунитета, чем это предусматривается общими международно-правовыми актами.

8. Как и в делах о преступлениях, совершенных гражданами Украины, нормы УПК в полном объеме применяются при производстве по делам о преступлениях, совершенных лицами без гражданства.

Согласно ст. 1 Закона Украины "О гражданстве Украины" от 18 января 2001 г. лица без гражданства признается лицо, которое ни одно государство соответственно своему законодательству не считает своим гражданином. У таких лиц отсутствует гражданство любого государства, а значит, и соответствующие взаимные права и обязанности. В то же время, в соответствии с ч. 1 ст. 26 Конституции Украины, лица без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях, пользуются теми же правами и свободами, а также несут такие же обязанности, как и граждане Украины, - за исключениями, установленными Конституцией, законами или международными договорами Украины.

Особенности норм уголовно-процессуального законодательства в отношении преступлений, совершенных лицами без гражданства, заключаются в том, что они применяются независимо от того, находятся эти лица на территории Украины на законных основаниях или незаконно.
ВХОД

БИБЛИОТЕКА (БЕТА):

"LEX" - Правовой портал Украины © 2021Анализ интернет сайтов