Таможенная территория Украины - Таможенный кодекс Украины - Правовой портал Украины
LEX       
Правовой портал


МЕНЮ

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

При заполнении заявки в качестве своего города укажите КИЕВ
конструктор договоров Украина

Статья 5. Таможенная территория Украины


Территория Украины, занятая сушей, территориальное море, внутренние воды и воздушное пространство, а также искусственные острова, установки и сооружения, которые создаются в исключительной морской экономической зоне Украины, на которые распространяется исключительная юрисдикция Украины, составляют единую таможенную территорию Украины.

Территории специальных таможенных зон, расположенных в Украине, считаются находящимися за пределами таможенной территории Украины, кроме случаев, определенных законами Украины.

 

Комментарий :

Установление пределов действия таможенного законодательства имеет важное правовое и практическое значение. Установлены МК определения, правила и процедуры действуют исключительно на территории государства.

В состав территории Украины в соответствии с ее законодательством и международными договорами относятся: а) сушу, в т.ч. острова в открытом море, принадлежащих Украины (при этом остров - это естественно образован пространство суши, окруженный водой, который находится выше уровня воды время прилива). Как часть берега рассматриваются и выступающие в море постоянные портовые сооружения, которые являются составной данного порта (кроме прибрежных установок и искусственных островов), б) внутренние воды (определены соответствующими линиями или, исторически принадлежат Украине, морские воды, воды портов, бухт, заливов, губ и лиманов, гаваней и рейдов и другие водоемы, части вод рек, озер и других водоемов) в) недра в пределах границ Украины, в т.ч. недра под территориальным морем (на глубину, доступную для их геологического освоения) г) воздушное пространство над сушей и водным пространством, в т.ч. над территориальным морем (на высоту до 100 - 110 км над уровнем моря) д) территориальное море (прилегающий морской пояс) - полоса прибрежных морских вод шириной, до 12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, принадлежащих Украине, или от прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки; е) континентальный шельф Украины (дно и недра под территориальным морем), в т.ч. . ч. континентальный шельф островов, принадлежащих Украины (однако скалы, непригодны для поддержания жизни человека или для самостоятельной хозяйственной деятельности, считаются не имеют континентального шельфа). На таможенную территорию Украины входят и искусственные острова, установки и сооружения, которые создаются в исключительной морской зоне Украины. Согласно ст. 2 Закона Украины "Об исключительной (морской) экономической зоне Украины" от 16 мая 1995 г. N 162/95-ВР, морские районы, внешне прилегающие к территориальному морю Украины, включая районы вокруг островов, принадлежащих ей, составляют исключительную (морскую) экономическую зону Украины. Ширина исключительной (морской) экономической зоны составляет до 200 морских миль, отсчитанных от тех же исходных линий, что и территориальное море Украины.

Специальные таможенные зоны относятся к специальных (свободных) экономических зон. Порядок создания и ликвидации и механизм функционирования специальных (свободных) экономических зон на территории Украины, общие правовые и экономические основы их статуса, а также общие правила регулирования отношений субъектов экономической деятельности этих зон с органами местного самоуправления, органами исполнительной власти и другими органами регулируется Законом Украины "Об общих принципах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон" от 13 октября 1992 г. N 2673-XII. Специальная (свободная) экономическая зона представляет собой часть территории Украины, на которой устанавливаются и действуют специальный правовой режим экономической деятельности и порядок применения и действия законодательства Украины. На территории специальной (свободной) экономической зоны вводятся льготные таможенные, валютно-финансовые, налоговые и другие условия экономической деятельности национальных и иностранных юридических и физических лиц. Статус и территория специальной (свободной) экономической зоны, а также срок, на который она создается, определяются Верховной Радой Украины путем принятия отдельного закона для каждой специальной (свободной) экономической зоны.

В мировой практике существуют различные виды таможенных территорий: национальная государственная таможенная территория (она может включать в себя территории искусственных островов, всевозможных сооружений и установок, создаваемых в экономической зоне, где то или иное государство имеет исключительную юрисдикцию в отношении таможенного дела) единая таможенная территория, образована государствами на основе договора о создании таможенного союза; таможенная территория свободной таможенной зоны; таможенная территория экономической зоны и др.. Таможенная территория может совпадать и не совпадать с государственной территорией. Последнее имеет место, когда в государстве есть свободные гавани, свободные таможенные зоны, зоны порто-франко и др.. Под свободной гаванью понимают территории порта вместе с водными бассейнами, набережными и небольшие смежные участки земли с расположенными на них фабриками, мастерскими и складами. Территория свободной гавани не входит в таможенной территории данного государства, поэтому в рамках такой гавани разрешается свободный ввоз и вывоз иностранных товаров без взимания с них пошлины и таможенных сборов. Складирования и хранения таких товаров на приписных таможенных складах никоим сроком не ограничиваются. Разрешаются также обработки, переупаковка этих товаров, а также некоторые другие операции. Из товаров, ввезенных по вольной гавани в пределы таможенной территории данного государства или любой другой таможенной территории, взимается пошлина на общих основаниях. Аналогичный режим распространяется и на зоны порто-франко (т.е. порт, город, область). Они также отделяются от общей таможенной территории, и в их пределах разрешается свободный, беспошлинный ввоз и вывоз иностранных товаров. Таким образом, порто-франко, в отличие от свободной гавани, - это не только территория порта с прилегающими к нему небольшими участками, но и город и даже целая область. В районах порто-франко разрешается свободный, беспошлинный ввоз и вывоз иностранных товаров государствам любого региона мира, при этом как внутриконтинентальных, так и прибрежным. Правовое положение и предел района порто-франко определяются актом государства, власть которой распространяется на этот район, или международным соглашением. Правовой же состояние свободной гавани регламентируется только национальным законодательством.

В отличие от свободной гавани на территории свободной зоны разрешается складирование с целью их осмотра и проверки, но категорически запрещается их хранение, обработка, переупаковка или проведения каких-либо других операций с товарами.

Свободная таможенная зона создается на основе соглашения, предусматривающий отмену импортной пошлины и других торговых ограничений по обмену товарами внутри объединения. Каждое государство-участник сохраняет право устанавливать свой внешний таможенный тариф (см. Морское право: Официальный текст Конвенции ООН по морскому праву, 1982). Государство может также: 1) в соответствии с положением ст. 33 Конвенции по морскому праву 1982 г. объявить вне своих территориальных вод специальную таможенную зону, является смежной, т.е. зону, в которой таможенные учреждения данного государства осуществляют функции таможенного контроля, - принимают меры по предупреждению ввоза контрабанды и взимают ввозная пошлина, 2) соответствии со статьями 127 и 128 указанной Конвенции установить беспошлинную зону. Эти зоны создаются с целью обеспечения удобства транзита товаров государствам, не имеющим выхода к морю. Права государства в такой таможенной зоне определяются национальными законами, международными договорами и соглашениями.
ВХОД

БИБЛИОТЕКА (БЕТА):

"LEX" - Правовой портал Украины © 2016Анализ интернет сайтов