Страница на украинском языке.
Реформирование социально-экономических отношений в государстве, начатое в
90-х годах прошлого века, охватило все отрасли народного хозяйства, и
прежде всего такую жизненно важную для народа и крупнейшую по объему
отрасль, как
сельскохозяйственное производство. Основой регулирования последнего является система
законодательных актов, определяющих земельные отношения в государстве.
Земля согласно ст. 14 Конституции Украины является основным национальным богатством и находится под особой охраной государства.
Постановлением Верховной Рады Украины «О земельной реформе» от 18 декабря 1990 № 563-XII было провозглашено, что с 15 марта 1991 все земли Украины являются объектом
земельной реформы.
Реформирование земельных отношений, как установлено в настоящем
Постановлении, является составной частью экономической реформы,
осуществляемой в Украине в связи с переходом экономики государства к
рыночным отношениям.
Суть реформирования земельных отношений
заключается в создании условий для обеспечения эффективного
использования, воспроизводства и охраны земель, равноправного развития
всех форм собственности на землю (частной, коллективной,
государственной), сохранение и улучшение плодородия почв, поддержания
безопасного для человека состояния окружающей среды.
Реформирование земельных отношений в ближайшие пять лет должна базироваться, как указано в Основных направлениях
земельной реформы в Украине на 2001-2005 годы (одобрены Указом Президента Украины от ЗО мая 2001 № 372/2001), на следующих принципах:
-Нерушимости права частной собственности на
землю;
-Включение
земли в рыночный оборот;
-Социальная справедливость в перераспределении земель, находящихся в государственной и коммунальной собственности;
-Сочетание высокой экономической эффективности и экологической безопасности использования земель;
-Согласованность темпов и основных направлений реформирования
земельных отношений и отношений в аграрном секторе экономики.
В
последнее время актуальным является вопрос реформирования КСП на основе
частной собственности на землю и имущество путем обеспечения всем
членам этих предприятий права свободного выхода из них с земельными
долями (паями) и имущественными паями и создания на их основе частных
(частно-арендных) предприятий, фермерских хозяйств, хозяйственных
обществ, сельскохозяйственных кооперативов, других субъектов
хозяйствования, основанных на частной собственности.
Паевание земли
и имущества сельскохозяйственных предприятий, несмотря на
соответствующие Указы Президента Украины, иногда происходит с нарушением
действующего законодательства, а нередко - формально. Во многих
случаях, о чем неоднократно говорилось в средствах массовой информации,
сертификаты о праве на
земельную долю (пай) членам КСП
долгое время не выдавались, а хранились в сейфах глав предприятий. Земля
и имущество рассматривались как собственность данного предприятия, а не
как коллективная собственность его членов. В связи с указанными
нарушениями граждане вынуждены были обращаться в
суд за
защитой своих прав. Этим объясняются увеличение количества дел данной
категории и необходимость включения их в государственную статистическую
отчетность.
При решении тех или иных вопросов, как показывает
практика, суды сталкиваются не только с формальным подходом
руководителей хозяйств к проведению земельной реформы, но и с наличием
разногласий в нормативно-правовых актах, регулирующих эти отношения.
Правовая несогласованность с тождественных вопросов между
Основным Законом,
ЗК 1990 г. и нормативно-правовыми актами
неоднократно обсуждалась на страницах юридических изданий. В частности,
она заключается в том, что в законодательстве приводится неодинаковое
круг субъектов права собственности на землю вследствие его сужения или
расширения, случаются противоречия в правовых основаниях приобретения
права на земельный пай и не раскрыто правовую природу самого этого
понятия, полномочия решать вопрос о
праве собственности на землю предоставляются разным государственным органам.
С
учетом изложенного возникла необходимость в исследовании тех вопросов,
имеющих существенное значение при решении судами дел, связанных с
реформированием аграрного сектора экономики Украины. Тем более что не
все их решено и в ЗК, который вступил в силу с 1 января 2002 Поэтому при
решении вопросов, касающихся получения земельного пая, которая была
определена до введения в действие ЗК, но не отведен в натуре ( на
местности), следует руководствоваться пунктами 1, 2, 8, 9, 14-17 его
«Переходных положений».