КОНТРАБАНДА И ДРУГИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С КОНТРАБАНДОЙ - Правовой портал Украины
LEX       
Правовой портал


МЕНЮ

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

конструктор договоров Украина

4. КОНТРАБАНДА И ДРУГИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С КОНТРАБАНДОЙ

В случаях, когда лицо наряду с контрабандой совершает другие преступления, его действия следует квалифицировать по совокупности совершённых преступлений. На это прямо указывается в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 26.02.1999г. № 2 «О судебной практике по делам о контрабанде и нарушении таможенных правил». Например, если в действиях лица, совершившего контрабанду, содержатся признаки незаконного перемещения через таможенную границу имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 198 УК) либо, когда контрабанда соединена с незаконным пересечением государственной границы (ст. 331 УК), или с незаконной переправкой лиц через государственную границу Украины (ст. 332 УК) и т.п. Поэтому, при контрабанде ядовитых и сильнодействующих веществ не исключается наличие реальной совокупности с незаконным производством, изготовлением, приобретением или перемещением указанных предметов из одного места в другое по территории Украины (ст. 321 УК). При контрабанде огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ возможна реальная совокупность с хищением, присвоением, вымогательством этих предметов контрабанды или завладения ими для целей контрабанды путем мошенничества или злоупотребления служебным положением, их ношение, хранение, ремонт (ст. ст. 262, 263 УК). Контрабанда радиоактивных веществ может быть связана с приобретением, ношением, хранением, использованием, передачей, видоизменением, уничтожением, распылением или разрушением радиоактивных материалов без предусмотренного законом разрешения (ст. 265 УК) или с угрозой использовать радиоактивные материалы с целью повлечь гибель людей (ст. 266 ч.2 УК) и т.д. Контрабанда, связанная с ввозом на территорию Украины оружия с целью создания банды (ст. 257 УК), а равно для использования оружия при совершении актов терроризма (ст. 258 УК), должна расцениваться также и как приготовление к совершению указанных преступлений.

Контрабанда товаров или иных ценностей может быть связана с совершением преступлений s сфере хозяйственной деятельности. Например, с нарушением порядка занятия хозяйственной деятельностью в виде внешнеторговой деятельности (ст. 202 УК), или с мошенничеством с финансовыми ресурсами (ст. 222 УК), или с уклонением от уплаты налогов, сборов, иных обязательных платежей, собираемых ГНИ Украины по месту жительства или регистрации субъектов предпринимательской деятельности в сфере международного торгового оборота товаров (ст. 212 УК) и т.д.

Указанные деяния тесно связаны с контрабандой, но посягают на другие объекты, нежели контрабанда, у них другая объективная и субъективная сторона, что должно учитываться при квалификации по совокупности со ст. 201 УК. Однако, если имеет место незаконный ввоз на территорию Украины отходов и вторичного сырья или незаконный вывоз за пределы Украины сырья, материалов, оборудования, технологий для создания оружия, а также военной и специальной техники помимо таможенного контроля или с сокрытием от него, или имеет место контрабанда наркотических средств, то ответственность наступает по ст. ст. 268, 333 или 305 УК. Идеальная совокупность этих преступлений с контрабандой возможна, если, например, предметом контрабанды одновременно являются и товары и наркотические средства; или оружие и боеприпасы и психотропные вещества, их аналоги или прекурсоры; или, когда товары, исторические и культурные ценности и сырье, оборудование, материалы или технологии для создания оружия, военной и специальной техники контрабандным способом перемещаются через таможенную границу Украины. Содеянное виновными в этом случае квалифицируется по ст. ст. 201 и 305 УК или по ст. ст. 201 и 333 УК, так как объективная сторона здесь одинаковая, но отличия в предметах преступлений требует самостоятельной квалификации по указанным статьям 305 или 333 УК Украины 2001г. В тоже время, когда, например, СВСТ одновременно являются и сырьем или материалами для создания оружия, которые контрабандным способом, то есть помимо или с сокрытием от таможенного контроля перемещаются через таможенную границу Украины, содеянное квалифицируется только по ст. 201 УК, так как контрабанда является более тяжким преступлением, чем предусмотренное в ст. 333 УК, при том, что предмет и объективная сторона преступлений в этом случае схожи.

В этой связи особый интерес представляет проблема разграничения контрабанды от незаконного вывоза за пределы Украины сырья, материалов и оборудования, которые могут быть использованы для создания ракетного, ядерного, химического, других видов оружия, военной и специальной техники, что наказуемо по ст. 333 УК. Прежде всего, нужно обратить внимание, что контрабанда - это не только вывоз, но и незаконный ввоз товаров и иных предметов на таможенную территорию Украины помимо таможенного контроля или с сокрытием от него, тогда как ст. 333 УК предусматривает ответственность только за незаконный вывоз, в том числе и в других формах, например, путем недекларирования перемещаемых через таможенную границу предметов, названных в этой статье. Поэтому наиболее остро вопрос о разграничении названных преступлений встает в случаях контрабандного способа экспорта из Украины сырья, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия, военной и специальной техники. В лекции предлагается рассматривать соотношение этих законов (ст. 203 и ст. 333 УК) как общей и специальной нормы, если сырьё или материалы для создания оружия, военной и специальной техники вывозятся за пределы Украины контрабандным способом. Перемещение через таможенную границу Украины помимо таможенного контроля или с сокрытием от него соответствующих сырья или материалов, в отношении которых установлен экспортный контроль, должно квалифицироваться по ст. 333 УК. Однако, если предметом незаконного вывоза с признаками контрабанды перемещаются через таможенную границу Украины сырье и материалы, которые одновременно являются и стратегически важными сырьевыми товарами, содеянное квалифицируется по ст. 201 УК, так как это преступление наказывается строже, чем предусмотренное в ст. 333 УК.

В этих преступлениях есть различия по объекту, предмету и объективной стороне. При контрабанде нарушаются правила перемещения товаров через таможенную границу, и эти действия могут быть совершены только на таможенной границе. При незаконном экспорте в смысле ст. 333 УК имеет место нарушение специальных правил, которые могут выражаться и в иных формах, нежели контрабанда, и иметь место не только на таможенной границе. Поэтому, если незаконный экспорт перечисленных в диспозиции ст. 333 УК предметов, которые не охватываются понятием СВСТ, осуществляется с нарушением правил перемещения, перечисленных в ст. 201 УК, совокупности вышеназванных преступлений нет и содеянное квалифицируется только по ст. 333 УК. Сказанное относится и к случаям, если нарушаются правила экспорта предметов, в отношении которых установлен специальный экспортный контроль, например, по субъекту или процедуре оформления сделки, но само перемещение этих предметов через таможенную границу происходит с соблюдением соответствующих правил. Содеянное в таком случае квалифицируется также лишь по ст. 333 УК.

Преступление, предусмотренное ст. 333 УК, в отличие от контрабанды, которое в соответствии со ст. 12 УК является тяжким или особо тяжким, отнесено к категории преступлений средней тяжести, так как наказывается в виде лишения свободы на срок до трех лет.

На практике незаконное перемещение товаров через таможенную границ}' Украины с признаками контрабанды нередко совершается, чтобы таким способом уклониться от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей, необходимых при их перемещении через таможенную границу Украины. Судебная практика в Украине с принятием 05.02.1997г. ст. 148(2) УК «Уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей» по разному решало вопрос о квалификации этого преступления по совокупности с контрабандой. В одних случаях, и это было, как правило, исходили из того, что уклонение от уплаты таможенных платежей охватывается составом контрабанды товаров поскольку оба эти преступления причиняют ущерб финансовым интересам государства в бюджетной сфере. Поэтому содеянное квалифицировали только по ст. 70 УК. С принятием 26.03.1999г. постановления Пленума Верховного Суда Украины «О некоторых вопросах применения законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей» судебная практика в этом вопросе изменилась и соответствовала п.16 этого постановления, где сказано, что по «совокупности преступлений, предусмотренных статьями 148(2) и 70 УК, должна квалифицироваться контрабанда, если целью незаконного перемещения предметов было уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей, необходимых при их перемещении через таможенную границу Украины в установленном законном порядке».

Представляется, что такая практика в настоящее время не соответствует действующему законодательству об ответственности за контрабанду и за уклонение от уплаты налогов и сборов при совершении контрабанды товаров (статьям 201 и 212 УК Украины 2001г.). Во-первых, в новом ТК Украины 2002г. в ст. 355 ТК - предусматривается состав таможенного правонарушения в виде «Действий, направленных на неправомерное освобождение от уплаты налогов и сборов или уменьшение их размера», что административно наказуемо «при отсутствии признаков преступления». Это нововведение в ТК потребует, как и в УК РФ, установления в Разделе 7 Особенной части УК специального состава, предусматривающего ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов, взимаемых с организаций или физических лиц. Во-вторых, поскольку непосредственным объектом контрабанды товаров являются общественные отношения в сфере международного товарооборота с уплатой в бюджет Украины таможенных пошлин и сборов, общественная опасность этого преступления в том, что такими действиями причиняется существенный вред бюджетной системе, которая является составной частью основного непосредственного объекта контрабанды и непосредственным объектом состава уклонения от уплаты налогов и сборов. Поэтому, состав контрабанды товаров является специальным составом по отношению к составу преступления, предусмотренному в ст. 212 УК, наказывается более строго, чем в ч. 1 или ч. 2 ст. 212 УК и содеянное следует квалифицировать по ст. 201 УК без ссылки на ч.1 или ч. 2 ст. 212 УК. Однако, если уклонение от уплаты таможенных пошлин и сборов при совершении контрабанды без отягчающих обстоятельств, привели к фактическому непоступлению в бюджет налогов и сборов в особо крупных размерах, содеянное следует квалифицировать по совокупности ст. ст. 201 ч. 1 и ч. 3 ст. 212 УК, так как ч, 3 ст. 212 УК является более тяжким преступлением, чем предусмотренное б ч. 1 ст. 201 УК, которое наказывается от трех до семи лет лишения свободы, в отличие от ч. 3 ст. 212 УК, которое наказывается от пяти до десяти лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Квалификация содеянного по ст. 201 УК и ст. 212 УК должна иметь место при реальной совокупности этих преступлений, когда сначала совершается контрабанда товаров, а затем на территории Украины виновные в этом преступлении лица уклоняются от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей при реализации контрабандных товаров по месту жительства или регистрации субъектов внешнеторговой деятельности.

Проблема соотношения уклонения от уплаты таможенных платежей и контрабанды не получила пока окончательного и единообразного разрешения ни в юридической литературе, ни в судебной практике. Примером может служить отсутствие указания в постановлении Пленума Верховного Суда Украины от 26.02.99г. «О судебной практике по делам о контрабанде и нарушении таможенных правил» квалифицировать контрабанду по совокупности по ст. 148/2 УК, если контрабанда совершается с целью уклонения от уплаты таможенных платежей и сборов, что наиболее часто имеет место по делам о контрабанде обычных товаров, где сумма таможенных платежей и сборов составляет в ряде случаев половину таможенной стоимости ввозимых товаров. Представляется, что при идеальной совокупности данных преступлений, пока в УК Украины отсутствует специальная норма об ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физического лица, содеянное следует квалифицировать по ст. 201 УК, так как контрабанда по отношению к уклонению от уплаты таможенных платежей и сборов, что по действующему УК квалифицируется по ст. 212 УК, является специальной нормой и наказывается более строго, чем по ч.1 и ч. 2 ст. 212 УК. И только в случаях идеальной совокупности простого состава контрабанды с особо квалифицированым видом уклонения от уплаты налогов и сборов (ч. 3 ст. 212 УК) содеянное квалифицируется по совокупности: ч. 1 ст. 201 УК и ч. 3 ст. 212 УК, так как в этом случае преступление, предусмотренное в ч. 3 ст. 212 УК, наказывается строже, чем ч. 1 ст. 201 УК. Если контрабанда, которая квалифицируется по ч. 2 ст. 201 УК совершается по совокупности с уклонением от уплаты таможенных платежей и сборов в особо крупных размерах, содеянное охватывается ч. 2 ст. 201 УК, так как это преступление наказывается от пяти до двенадцати лет лишения свободы с конфискацией имущества, а уклонение от уплаты налогов, сборов, иных обязательных платежей наказывается по ч. 3 ст. 212 УК от пяти до десяти лет лишения свободы с конфискацией имущества.

Подводя итог сказанному о квалификации контрабанды по совокупности со ст. 212 УК позволяет утверждать, что такая практика не основана на законе, поскольку привлечение к ответственности за контрабанду охватывает и факт, имевший место при пересечении таможенной границы неуплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций и физического лица. Экономические интересы государства, заключающиеся, в частности, в обеспечении пополнения доходной части бюджета за счет таможенных платежей, взимаемых при внешнеэкономической деятельности, является одним из объектов контрабанды, которой имманентно присуще уклонение от уплаты таможенных платежей.

Вернуться к содержанию

ВХОД

БИБЛИОТЕКА (БЕТА):

"LEX" - Правовой портал Украины © 2024Анализ интернет сайтов