СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ КОНТРАБАНДЫ - Правовой портал Украины
LEX       
Правовой портал


МЕНЮ

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

конструктор договоров Украина

3. СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ КОНТРАБАНДЫ

Субъектом контрабанды может быть любое лицо, достигшее 16 -летнего возраста, как гражданин Украины, так и иностранец или лицо без гражданства, как частное, так и должностное лицо.

Должностное лицо, совершившее контрабанду с использованием своего служебного положения, подлежит ответственности по ч. 1 ст. 201 УК за контрабанду и по ст. 364 УК за злоупотребление властью или служебным положением или по ст. 365 УК за превышение власти или служебных полномочий по совокупности преступлений. Это вытекает из конструкции ст. 201 УК, так как контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения, выходит за рамки состава контрабанды и квалифицируется по ст. 364 УК, ст. 27 и ст. 201 ч. 1 УК или по ст. 365 УК, ст. 27 и ст. 201 ч. 1 УК. Однако, деяние должностного лица таможенного органа, которое злоупотребляет своим служебным положением и незаконно освобождает от таможенного контроля кого-либо, кто в пунктах пропуска на таможенной границе Украины использует это содействие и незаконно перемещает предметы в зоне таможенного контроля без таможенного оформления, образует соучастие в контрабанде по предварительному сговору группой лиц и должно квалифицироваться по ст. 365 УК и ст. 201 ч. 2 УК без ссылки на ст. 27 УК «Вилы соучастников». Такая квалификация вытекает из смысла ст. 201 УК и ст. 116 ТК 1991г. в редакции от 17.05.2001г. (ст. 351 ТК 2002г.).

Иначе следует квалифицировать умышленное содействие в незаконном перемещении предметов через таможенную границу Украины в пункте пропуска через государственную границу, то есть в зоне деятельности региональной таможни, таможни, совершенное должностными лицами Погранвойск, например, пограничниками, входящими в состав наряда по охране государственной границы. В этом случае действия должностных лиц пограничной службы не образует соучастия в контрабанде, так как нет объективной стороны контрабанды в деянии лица, которое без таможенного оформления перемещает предметы через таможенный пост в пункте пропуска на таможенной границе без признаков сокрытия их от таможенного контроля. Содеянное пограничниками при таких обстоятельствах дела образует состав преступления «Нарушение уставных правил несения пограничной службы» (ст. 419 УК) и превышение военным должностным лицом власти (ст. 424 УК). Поэтому, указание в п. 17 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 26.02.99г. «О судебной практике по делам о контрабанде и нарушении таможенных правил» квалифицировать действия Должностного лица, которое содействовало незаконному перемещению предметов через таможенную границу с использованием своего служебного положения, как пособничество в контрабанде и соответствующее Должностное преступление, в настоящее время относится только к соучастию в совершении контрабанды теми должностными лицами, которые по должности не осуществляют таможенного контроля.

Должностные лица таможенных органов, которые непосредственно освобождают от таможенного контроля контрабандистов, используя своё служебное положение, являются соисполнителями, а не пособниками в совершении контрабанды. Речь идет о должностных лицах таможенных органов таможен и таможенных постов, которые в соответствии с таможенным правом непосредственно осуществляют таможенный контроль и оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Украины. Это инспекторы и старшие инспекторы таможенных постов соответствующих таможен, которые по должности в зоне таможенного контроля осуществляют таможенный контроль, таможенное оформление и таможенную идентификацию перемещаемых товаров и транспортных средств. К такому выводу мы приходим, анализируя действующее таможенное законодательство, а также, исходя из смысла ст. 201 УК и ст. 116 ТК 1991г. в редакции от 17.05.2001г. (ст. 351 ТК 2002г.).

Если лицо, являющееся должностным, совершает контрабанду, но не использует при этом своего служебного положения, например, скрывает в тайнике в своем чемодане предметы, рассчитывая на то, что в связи с его высоким должностным положением таможенный досмотр к нему не будет применяться, то тогда его действия не требуют дополнительной квалификации по ст. 364 УК и содеянное квалифицируется только по ст. 201 УК. Таким образом, для привлечения к ответственности по ст. 364 УК необходимо установить, что служебное положение должностного лица, его служебные (должностные) полномочия использовались им умышленно из корыстных побуждений либо в иных личных интересах или в интересах 3-х лиц именно для незаконного перемещения предметов через таможенную границу Украины в предусмотренных в ст. 201 УК формах: помимо или с сокрытием от таможенного контроля.

Субъектом контрабанды, совершенной с использованием служебного положения могут быть должностные лица, осуществляющие контрольные функции на таможенной границе Украины, а также иные должностные лица, злоупотребляющие властью или служебным положением в целях незаконного перемещения товаров или иных ценностей. Например, должностные лица таможенной службы Украины, то есть работники специализированных таможенных учреждений и организаций, на которых в установленном законом порядке возложено осуществление таможенного дела, а также другие лица таможенной службы, выполняющие организационно-распорядительные и консультативно-совещательные функции и которым присвоено специальное звание. Это сотрудники таможенных органов региональной таможни, таможни и таможенных постов, а также другие должностные лица, злоупотребляющие своим служебным положением в целях совершения контрабанды. Например, военнослужащие Погранвойск, оперативные сотрудники УБОП УМВД Украины на транспорте, которые по должности контролируют перемещение товаров и иных предметов через таможенную границу Украины с целью предотвращения контрабанды, а также сотрудники таможенной стражи (инспекторы и главные инспекторы таможенной стражи) – специальных подразделений таможенных органов, которые предназначены для борьбы с нарушениями таможенных правил, охраны территорий, строений, сооружений и помещений таможенных органов, охраны и сопровождения товаров и транспортных средств, обеспечения охраны зон таможенного контроля и другие.

К числу субъектов, ответственных за контрабанду с использованием служебного положения, относятся также лица, чья служебная деятельность напрямую связана с пересечением таможенной границы (командиры воздушных судов, начальники железнодорожных составов и т.д.). Сюда же следует относить и лиц, которые могут использовать авторитет и значимость занимаемой должности в целях оказания влияния на принятие решения со стороны сотрудников таможенных органов (преподаватели вузов, системы ГТС Украины, надзирающие прокуроры, главы территориальных администраций и т.д.).

Обычно контрабанда совершается в соучастии не с должностными лицами, что признаётся отягчающим обстоятельством и квалифицируется по ч. 2 ст. 201 УК, если имеет место предварительный сговор группой лиц, когда контрабанду совершают два или более лица, которые заранее, то есть до начала преступления, договорились о совместном его совершении. Исполнителями (соисполнителями) контрабанды в соответствии с ч. 2 ст.27 УК признаются лица, которые непосредственно участвовали в перемещении (ввозе или вывозе) предметов контрабанды через таможенную границу Украины одним из уголовно-наказуемых способов, или совершили что преступление посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста или невменяемости. Соисполнительство будет и в случае, когда должностное лицо таможенного" органа в зоне таможенного контроля незаконно освобождает кого-либо от таможенного контроля при перемещении ими предметов через таможенную границу Украины, злоупотребляя своим служебным положением, так как такое должностное лицо таможенного органа осознает, что его действие является составной частью действия контрабандиста по незаконному перемещению предметов преступления контрабандным способом помимо таможенного контроля.

Действия соучастников контрабанды, совершенные по предварительному сговору, которые имели единый умысел на незаконное перемещение через таможенную границу Украины предметов контрабанды в виде товаров в крупных размерах, однако, перемещали их небольшими частями, стоимость каждой из которых меньше, чем крупный размер, образует также состав преступления, предусмотренный ч.2 ст. 201 УК, так как является продолжаемым преступлением.

Кроме исполнителей с контрабандой могут быть связаны и другие лица, выполнявшие роль организаторов, пособников или подстрекателей преступления, например, заказчик контрабандного перемещения культурных ценностей или содействовавшие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации или средств совершения преступления, либо устранением препятствий, заранее обещавшие приобрести или сбыть предметы, полученные контрабандным способом. Все они несут ответственность за соучастие в контрабанде со ссылкой на ст.27

УК, если не были одновременно и соисполнителями контрабанды.

Совершение данного преступления организованной группой не предусматривается в ч.2 ст. 201 УК в качестве квалифицирующего признака. Поэтому члены организованной группы контрабандистов, выполняющие различные функции, несут ответственность за соучастие в контрабанде со ссылкой на ст. 27 УК, если не являются одновременно и соисполнителями этого преступления, что охватывается ч. 2 ст. 201 УК.

С субъективной стороны контрабанда предполагает наличие умышленной вины только в виде прямого умысла. Виновный осознает обстоятельства и характер незаконного перемещения, каких либо предметов, указанных в ст. 201 УК, через таможенную границу Украины при наличии хотя бы одной из двух форм объективной стороны и желает с нарушением установленных правил вывезти такие предметы из страны или ввезти их на территорию Украины, Например, при контрабанде товаров с сокрытием от таможенного контроля лицо сознает, что незаконно перемещает через таможенную границу те или иные товары и использует для этого тайник, затрудняющий их обнаружение, или придает одним товарам вид других и желает переместить через таможенную границу товары таким способом сокрытия их от таможенного контроля. При соисполнительстве виновные сознают, что их действия по незаконному перемещению предметов контрабанды через таможенную границу являются составной частью таких действий. Мотивы совершения контрабанды, как правило, корыстные, но не имеют значения для правовой опенки содеянного. Однако, установление их обязательно, так как это может влиять на квалификацию контрабанды по совокупности с другими преступлениями. Например, установление корыстного мотива при контрабанде, которую совершают субъекты внешнеэкономической деятельности в сфере торгового оборота, требующей лицензии на осуществление экспортных и импортных операций, может свидетельствовать о наличии в действиях виновных состава нарушения порядка занятия хозяйственной деятельностью (ч. 1 ст. 202 УК), так как в соответствии со ст. 2 Закона Украины № 1775-III от 1.06.2000 г. «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» внешнеэкономическая деятельность признается видом хозяйственной деятельности, которая осуществляется по лицензии в случаях, предусмотренных в ст. 16 Закона Украины от 36.04.1991г. «О внешнеэкономической деятельности» в ред. Закона от 7.02.2002г. Поэтому, если незаконный, с точки зрения ст. 201 УК, международный товарооборот в сфере торгового оборота, требующий лицензии, осуществляется лицом без государственной регистрации в качестве субъекта внешнеэкономической деятельности, которая содержит признаки предпринимательской, или зарегистрированным субъектом предпринимательства, но без лицензии на такую внешнеэкономическую деятельность, либо такая деятельность осуществляется с нарушением условий лицензирования и это связано с получением доходов в крупных размерах, содеянное наряду с контрабандой образует и признаки преступления, предусмотренного в ч. 1 ст. 202 УК. Под осуществлением внешнеэкономической деятельности с нарушением условий лицензирования понимается вывоз за пределы Украины СВСТ в большем

объеме, чем предусмотрено лицензией, а также нарушение

условий (порядка) получения лицензии на осуществление внешнеэкономической деятельности, которая подлежит лицензированию, а также нарушение обязательных требований относительно проведения лицензирования, например, процедуры получения разрешения на вывоз за пределы Украины стратегически важных сырьевых товаров.

Установление мотива контрабанды важно при назначении наказания, учитывая смягчающие и отягчающие обстоятельства (ст. ст. 66 и 67 УК). Например, совершение контрабанды под влиянием угрозы, принуждения либо в силу материальной или иной зависимости в соответствии с п. 7 ст. 66 УК являются смягчающими обстоятельствами. В тоже время, совершение контрабанды с использованием условий военного или чрезвычайного положения, иных чрезвычайных происшествий на квалификацию по ч. 2 ст. 201 УК не влияет, но в соответствии с п. 11 ст. 67 УК должно признаваться отягчающим наказание обстоятельством.

Цель контрабанды - незаконно переместить предметы через таможенную границу Украины помимо или с сокрытием от таможенного контроля. При этом виновное лицо может преследовать еще и другие цели, например, таким способом незаконного перемещения своего товара на территорию Украины уклониться от уплаты таможенных платежей и сборов или налогов и сборов, собираемых ГНИ Украины на территории Украины по месту регистрации субъекта предпринимательской деятельности, осуществляемой в сфере международного торгового оборота товаров, или получить льготы по налогам, что может содержать признаки преступления в виде мошенничества с финансовыми ресурсами и т.п.

Контрабанда признается более опасным преступлением и квалифицируется по ч. 2 ст. 201 УК не только тогда, когда совершается по предварительному сговору группой лиц, но и в случае, если совершается лицом, ранее судимым за преступление, предусмотренное в ст. 201 УК.

Для квалификации действий виновного по признаку повторности необходимо установить, что это лицо ранее осуждалось по ч. 1 или ч. 2 ст. 201 УК и судимость еще не снята или не погашена в установленном законом порядке и вновь привлекается к уголовной ответственности за контрабанду, предусмотренную в ст. 201 УК.

Вернуться к содержанию

ВХОД

БИБЛИОТЕКА (БЕТА):

"LEX" - Правовой портал Украины © 2024Анализ интернет сайтов