Объективная сторона контрабанды - Правовой портал Украины
LEX       
Правовой портал


МЕНЮ

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

конструктор договоров Украина

 

2. ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА КОНТРАБАНДЫ

Точное установление объективной стороны преступления, предусмотренного в ст. 201 УК, ввиду бланкетного характера диспозиции этой статьи, требует раскрытия терминов и понятий, содержащихся в этой статье УК, а также уяснения основных принципов перемещения через таможенную границу Украины товаров, транспортных средств и иных предметов, которыми в соответствии со ст. 4 ТК Украины 2002г. признаются:

Во-первых, все лица на равных основаниях имеют право на ввоз в Украину и вывоз с её территории товаров и транспортных средств, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности, в порядке, предусмотренном ТК. Никто не может быть лишён этого права или ограничен в нем, за исключением случаев, предусмотренных в ТК и другими законодательными актами Украины.

Во-вторых, это право на ввоз в Украину и вывоз с её территории товаров и иных предметов в местах расположения таможен и во время их работы. В иных местах товары, транспортные средства и иные предметы могут быть перемещены через таможенную границу Украины лишь по согласованию с таможенными органами и на законном, на то основании.

В-третьих, это запрещение по перемещению отдельных видов предметов через таможенную границу Украины, что устанавливается исходя из соображений национальной безопасности, защиты экономических интересов Украины, общественной безопасности и нравственности, здоровья населения, а также охраны исторического и культурного достояния народов Украины и зарубежных стран. Конкретный перечень предметов, экспорт, импорт и транзит которых через территорию Украины запрещается, определяется Верховной Радой по предложению Кабинета Министров Украины.

В-четвертых, это ограничение на вывоз и ввоз определенных товаров, что устанавливается, исходя из соображений экономической политики, выполнения международных обязательств Украины, защиты экономической основы суверенитета страны, внутреннего потребительского рынка, а также в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие интересы юридических и физических лиц акции иностранных государств и их союзников. Это относится к стратегически важным сырьевым товарам (СВСТ), в отношении которых законодательством установлены специальные правила их вывоза за пределы Украины, к предметам промышленного назначения, которые применяются в производственной сфере и другим предметам, перечень которых устанавливается КМУ.

В-пятых, не подлежат пропуску через таможенную границу Украины товары и иные предметы, в отношении которых не было произведено таможенное оформление и перемещаемые с нарушением положений ТК и иных актов таможенного и валютного законодательства Украины. Так, например, порядок перемещения через таможенную границу Украины валюты Украины, иностранной валюты, платёжных документов, банковских металлов, других банковских документов и платёжных карточек устанавливается не только ТК, но и Национальным банком Украины в Инструкции, утвержденной постановлением Правления 1ГБ № 283 от 12.07.2000г., а порядок перемещения СВСТ, культурных ценностей, оружия и боеприпасов к нему, а также других предметов и веществ, названных в ч. 1 ст. 201 УК, устанавливается КМУ и Законами Украины.

В-шестых, транспортные средства, в том числе индивидуального пользования, пересекающие таможенную границу Украины, а также перемещаемые в качестве товара, останавливаются в месте расположения таможни на этой же границе.

В-седьмых, личные вещи, товары и транспортные средства, принадлежащие гражданам, которые не являются субъектами внешнеэкономической деятельности, могут перемещаться через таможенную границу Украины в упрощённом порядке, что предполагает полное или частичное освобождение от таможенных пошлин и налогов, а также установление единых ставок таможенных пошлин и налогов, неприменение мер экономической политики. Такой порядок таможенного оформления и налогообложения личных вещей, товаров и транспортных средств, которые ввозятся (пересылаются) гражданами на таможенную территорию Украины, устанавливается Верховной Радой Украины. В то же время, перечень предметов, которые не могут быть отнесены к личным вещам, определяется Кабинетом Министров Украины с учетом норм, которые устанавливаются для определения личных вещей в странах Европейского Содружества.

С внешней стороны контрабанда, как и всякое другое преступление, представляет собой преступное посягательство на охраняемые уголовным законом общественные отношения. В нашем случае, так называемая «экономическая контрабанда», посягает на общественные отношения в сфере нормального международного товарооборота, а тем самым и на бюджетную систему Украины, ввиду неуплаты в бюджет налогов в виде таможенных платежей и сборов. Характерной особенностью этого посягательства является то, что во вне оно выражается только в активном общественно опасном поведении субъекта, то есть в действии. Бездействием причинить вред общественным отношениям, существующим по поводу международного, товарооборота через таможенную границу Украины невозможно. Это было показано при юридическом анализе механизма преступного посягательства на непосредственный объект контрабанды, что выражается в нарушении общего или специального порядка (правил) перемещения через таможенную границу Украины товаров или указанных в ч. 1 ст. 201 УК ценностей.

В диспозиции ч. 1 ст. 201 УК объективная сторона рассматриваемого посягательства описана законодателем, как перемещение товаров через таможенную границу Украины помимо таможенного контроля или с сокрытием от таможенного контроля, совершенное в крупных размерах, а также, как незаконное перемещение предметов, обозначенных в ч. 1 ст. 201 УК, но уже независимо от их стоимостного размера. Следовательно, там, где речь идет о формах, в которых внешне выражается объективная сторона контрабанда, это преступление содержит бланкетную диспозицию, в которой называются две формы совершения этого преступления, но не определены их признаки в виде способов, Конкретное определение уголовно наказуемых способов рассматриваемого состава преступления зависит от содержания действующих в таможенном законодательстве правил, которые устанавливают порядок перемещения товаров или иных ценностей через таможенную границу Украины, нарушение которых образует контрабанду.

В юридической литературе высказано и другое мнение относительно форм, в которых внешне выражается объективная сторона контрабанды. Так, авторы Научно-практического комментария к УК Украины от 5 апреля 2001г. под редакцией Н.И.Мельника и Н.И. Хавронюка, переизданного в 2002г., на стр. 552 утверждают, однако ничем это не аргументируя, что под незаконным перемещением исторических и культурных ценностей, ядовитых, сильнодействующих, радиоактивных, взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов, а также СВСТ, то есть тех ценностей, которые исчерпывающим образом называются в ч.1 ст. 201 УК, следует понимать:

1) перемещение указанных предметов вне таможенного контроля или с сокрытием от таможенного контроля;

2) перемещение данных предметов, сопряженное с их недекларированием или недостоверным декларированием.

Таким образом, здесь, как мы видим, называется еще и третья форма объективной стороны контрабанды, которой, как известно, в ст. 201 УК прямо не предусмотрено.

Незаконным перемещением товаров, имеющих свободный оборот в Украине, по их мнению, является такое перемещение, которое совершается в указанных в ст. 201 УК формах: помимо (вне) таможенного контроля или с сокрытием от таможенного контроля. Такого же мнения придерживается и О.Н. Омельчук в диссертации «Контрабанда по уголовному праву Украины», однако, ничем это не аргументируя.

Представляется, что утверждение о том, что незаконное перемещение через таможенную границу Украины исторических и культурных ценностей, СВСТ и других предметов, названных в ч. 1 ст. 201 УК, в отличие от товаров, во всех случаях признается контрабандой, независимо от формы совершения этого преступления, неверно, так как не основано на законе.

Правовым актом, где дан исчерпывающий перечень форм контрабандного нарушения правил перемещения предметов через таможенную границу Украины, является УК Украины, а содержание их понятий и признаков раскрываются в ТК Украины 1991г. в ст. ст. 115 и 116 ТК (ст. ст. 352 и 353 ТК 2002г.), так как системный характер права предполагает, что одинаковые понятия, применяемые в нормах различных отраслей права (в данном случае уголовного и таможенного права), имеют такое же содержание. Следовательно, способы незаконного перемещения предметов преступления через таможенную границу Украины, образующие объективную сторону контрабанды, определены в статьях 115 и 116 ТК Украины 1991г. Об этом указывается и в п.4 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 26.02.1999г. «О судебной практике по делам о контрабанде и нарушении таможенных правил».

Рассмотрим обязательные признаки объективной стороны контрабанды.

Объективная сторона преступления, описанного в ч. 1 ст.201 УК, включает в себя незаконные действия по перемещению товаров или иных ценностей, формы их перемещения и место совершения преступления. Наступления преступных последствий для оконченного состава не требуется, то есть контрабанда - это преступление с формальным составом. Одного деяния в виде перемещения предметов преступления через таможенную границу Украины помимо таможенного контроля или с сокрытием от него с нарушением установленного порядка таможенного оформления и налогообложения товаров или иных ценностей достаточно для признания преступления оконченным.

Действие, образующее объективную сторону контрабанды, выражается в перемещении товаров или иных ценностей, указанных в ч. 1 ст. 201 УК, а формы - альтернативно в совершении указанного действия: помимо таможенного контроля или с сокрытием от таможенного контроля. Местом совершения преступления является таможенная граница Украины. В случае контрабандного перемещения предметов в виде товаров необходимо совершение такого деяния еще и в крупном размере.

Для наличия объективной стороны контрабанды необходима, таким образом, совокупность действия, одной из двух названных форм перемещения предметов преступления и место совершения деяния. Причем, объективная сторона контрабанды выражается в деянии в виде нарушения порядка (правил) перемещения рассмотренных выше предметов преступления через таможенную границу Украины, а не порядка их таможенного контроля или таможенного оформления; порядка обложения таможенными платежами или их уплаты; порядка предоставления таможенных льгот или пользования ими, что также в соответствии с ТК является нарушением таможенных правил.

Вернуться к содержанию | Продолжение главы

ВХОД

БИБЛИОТЕКА (БЕТА):

"LEX" - Правовой портал Украины © 2024Анализ интернет сайтов