Предмет контрабанды по ст. 201 УК Украины - Правовой портал Украины
LEX       
Правовой портал


МЕНЮ

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

конструктор договоров Украина

§2. Предмет контрабанды по ст. 201 УК Украины

Контрабанда относится к числу предметных преступлений. Это означает, что предмет данного преступления, являясь необходимым объективным признаком состава контрабанды, называется в ст. 201 УК в виде определённой вещи, хотя не раскрывается и для уяснения качественных свойств предметов преступления в виде товаров или иных ценностей необходимо обращаться к гражданскому, таможенному и валютному законодательству Украины. Правильное установление юридических признаков предметов рассматриваемого преступления позволяет провести отличие контрабанды от административно наказуемых нарушений таможенных правил, одинаковых по объективной стороне с контрабандой, а также отграничить это преступление от сходных с ним в ст. 305 УК; или ст. 333 - УК, где предусматривается ответственность за нарушение установленного порядка вывоза за пределы Украины сырья, материалов, оборудования, технологий, которые могут быть использованы для создания ракетного, ядерного, химического, других видов оружия, военной и специальной техники; или ст. 268 УК, где устанавливается ответственность за незаконный ввоз на территорию Украины отходов и вторичного сырья; или других преступлений, предусмотренных в ст. ст. 149, 300, 301 и 332 УК, схожих по объективной стороне с контрабандой.

Предметам рассматриваемого нами основного состава контрабанды, описанного законодателем в ст. 201 УК, присущи свои обязательные признаки, имеющие юридическое значение. Это, прежде всего, качественный признак, заключающийся в том, что предметом преступления, в одном случае, являются товары, а в другом - иные ценности. По данному признаку предметы контрабанды подразделяются на две группы. Во-первых, таковыми являются любые товары, то есть вещи, ценности, соответствующие юридическому понятию «товары», которые имеют меновую или потребительскую стоимость и находятся, как в свободном гражданском обороте на территории Украины, так и в свободном международном товарообороте. Под товаром, как предметом экспорта и импорта в соответствии со ст. 1 Закона Украины от 16.04.1991г. «О внешнеэкономической деятельности» понимается любая продукция, услуги, работы, права интеллектуальной собственности и иные неимущественные права, предназначенные для продажи (возмездной передачи).

Как нам представляется, по смыслу уголовного закона в ст. 201 УК речь идет о товарах, перечень которых приводится в Законе Украины «О Таможенном тарифе Украине» № 2371-III от 5 апреля 2001г:, т.к. именно в этом Законе устанавливаются соответствующие ставки ввозных (импортных) и вывозных (экспортных) пошлин, взыскание которых таможенными органами является одним из необходимых условий нормального товарооборота через таможенную границу Украины, что признается нами объектом рассматриваемого преступления.

Во-вторых, предметом состава контрабанды являются такие ценности, которые, в отличие от товаров, могут быть ограничены в гражданском обороте и международный товарооборот этих предметов ограничен специальными законами, то есть законодательством установлены специальные правила ввоза и вывоза или только вывоза таких ценностей через таможенную границу Украины (исторические и культурные ценности и СВСТ), либо ввоз и вывоз через таможенную границу Украины гражданам запрещен и является исключительным правом субъектов внешнеэкономической деятельности, получившими специальные полномочия на право осуществления экспорта и импорта ядовитых, сильнодействующих, радиоактивных или взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов к нему.

По специальным правилам, которые в конце каждого календарного года устанавливаются Кабинетом Министров Украины в постановлении «О перечне товаров, экспорт и импорт которых подлежит квотированию и лицензированию», вывозятся за пределы Украины отдельные виды товаров, которые в уголовном праве, по нашему мнению, должны относиться к стратегически важным сырьевым товарам (СВСТ).

В настоящее время нет достаточной ясности в вопросе, что же можно считать стратегически важными сырьевыми товарами, в отношении которых законодательством Украины установлены специальные правила перемещения (вывоза) через таможенную границу, поскольку в ранее действующем УК Украины 1960г., в том числе и в ред. от 17.05.2001г., такие товары не назывались предметом контрабанды по ст. 70 УК.

В ч 2 ст. 188 УК РФ «Контрабанда» в числе других предметов, перемещение которых через таможенную границу Российской Федерации помимо или с сокрытием от таможенного контроля признается контрабандой независимо от их стоимости, называются, как и в УК Украины 2001г., стратегически важные сырьевые товары и культурные ценности, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу.

Российские ученые, как например, В.И. Михайлов и А.В. Федоров полагают, что поскольку многие ранее действовавшие нормативные акты, содержащие перечень таких товаров в России утратили силу, стратегически важными сырьевыми товарами следует признавать отдельные виды сырья, которое может быть использовано для создания вооружений и военной техники, а также сырья, имеющего мирное назначение, но могущего быть использованным при создании ядерного, химического и других видов оружия массового поражения и средств их доставки, так как за вывозом такого сырья установлен экспортный контроль.

Как нам представляется, в УК Украины ответственность за незаконный вывоз за пределы Украины такого сырья, подпадающего под режим экспортного контроля, устанавливается в ст. 333 УК и поэтому такие ценности не являются предметом контрабанды в виде СВСТ, хотя в определенных случаях могут признаваться предметом преступления, предусмотренного в ст. 201 УК.

В Украине к СВСТ, как предметам контрабанды по ст. 201 УК, относятся такие товары, которые перемещаются за пределы страны с соблюдением ряда ограничении и условий в виде лицензирования и квотирования внешнеэкономических операций. Это в соответствии со ст.16 Закона может быть обусловлено ухудшением расчетного баланса Украины, или значительного нарушения равновесия по определенным товарам на внутреннем рынке Украины, или необходимостью обеспечить определенные пропорции между импортным и отечественным сырьем в производстве, или при необходимости осуществления ответных мер на дискриминационные действия других стран, или же связано с условиями соответствующих международных товарных соглашений Украины с другими странами, по которым вводится режим квотирования. В настоящее время специфика перемещения СВСТ через таможенную границу Украины заключается в том, что в отношении них применяются квотирование и лицензирование внешнеэкономических операций. Список товаров, вывоз (экспорт) которых подлежит лицензированию, ежегодно по представлению Кабинета Министров Украины утверждается Верховной Радой Украины я в 2002 году составлял десять видов специальных перечней таких товаров, указанных в Приложениях № 1, 2, 4, 5, 6, 9, 10, 12, 14 и 15 к постановлению КМУ от 18.12.2001г. №1703, а в 2003 году в соответствии с постановлением КМУ от 25.12.2002г. № 1939 составляет пять видов тааких перечней товаров, обозначенных в Приложениях № 1, 3, 4, 5 и 6. Так, по лицензиям осуществлялся в 2001 и в 2002 годах экспорт товаров, перечисленных в Приложениях 1 постановлений КМУ от 28.12.2000г. № 1911, от 18.12.2001г. №1703 и от 25.12.2002г, №1939, где указаны квоты товаров, экспорт которых подлежит лицензированию.

К СВСТ. которые могут признаваться предметом контрабанды, в соответствии с данными перечнями в Приложениях № 1, устанавливающими объемы квот товаров, экспорт которых подлежит лицензированию, в 2001, 2002 и 2003 годах относились: 1. янтарь; 2. руды и концентраты драгоценных металлов; 3, металлы драгоценные в коллоидном состоянии; 4. алмазы обработанные и необработанные, но не оправленные и незакрепленные (кроме бриллиантов); 5. драгоценный камень (кроме алмазов) и полудрагоценный камень обработанный или необработанный; 6. серебро (включая серебро с гальваническим покрытием золотом или платиной) необработанное, полуобработанное или в виде порошка; 7. золото (включая золото с гальваническим покрытием платиной) необработанное, полуобработанное или в виде порошка; 8. платина необработанная, полуобработанная или в виде порошка; 9. отходы и лом драгоценных металлов.

Анализируя этот перечень товаров, мы видим, что сюда в п.п. 2,3,6,7,8,9 включены драгоценные металлы, за исключением банковских металлов (п.п. 6, 7 и 8). Это касается и монет из драгоценных металлов, которые в 2001 году включались в данный перечень товаров, но которые согласно постановлениям КМУ от 18.12.2001г. №1703 и от 25.12.2002г. №1939 из этого перечня исключены, так как по действующему валютному законодательству относятся к валютным ценностям. В 2002 и 2003 годах экспорт и импорт монет из драгоценных металлов также, как ввоз и вывоз других драгоценных металлов, которые относятся к банковским металлам, осуществляется на основании индивидуальной лицензии Национального банка, а не по квотам и лицензиям, установленным КМУ. Об этом указывается в примечаниях в п.2 к Приложениям №1, утверждённым 18.12.2001г. и 25.12.2002г., где сказано, что экспорт и импорт драгоценных металлов, относящихся к банковским металлам, осуществляется на основании индивидуальных лицензий Национального банка. Следовательно, монеты из драгоценных металлов, являясь валютными ценностями в виде банковских металлов, по действующему законодательству к предметам контрабанды в виде СВСТ не относятся, так как не включены в перечень товаров в Приложениях №1 названных выше постановлений КМУ №1703 от 18.12.2001г. и № 1939 от 25.12.2002г. Такие ценности могут быть предметом только административно наказуемых нарушений таможенных правил, связанных с их незаконным перемещением через таможенную границу Украины, о чем более подробно будет сказано ниже.

Согласно Приложениям №1 к постановлениям КМУ от 18.12.2001г. № 1703 и 25.12.2002г. №1939 экспорт драгоценных металлов и природных драгоценных камней непосредственно Государственным хранилищем драгоценных металлов и драгоценных камней Минфина осуществляется без квотирования и лицензирования, то есть без каких-либо ограничений. Это же указание КМУ распространяется и на НБУ, который осуществляет экспорт товаров, определенных в п. 7 ст. 42 Закона Украины «О Национальном банке Украины», подпадающих под списки товаров, указанных в Приложениях №1 к постановлениям КМУ от 18.12.2001г. № 1703 и от 25.12.2002г. № 1939, также без каких-либо ограничений в виде квотирования и лицензирования. Сказанное подтверждает правильность выводов о дополнительном непосредственном объекте состава контрабанды предметов в виде СВСТ. А именно, что таковым являются общественные отношения в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в экспорте отдельных видов товаров, список которых ежегодно устанавливается КМУ и касается субъектов внешнеэкономической деятельности, но не государства в лице уполномоченных органов (в данном случае Госхрана и НБУ) осуществлять международный оборот драгоценных металлов, драгоценных камней и других ценностей без всяких на то ограничений в виде квот и разрешений в виде лицензий.

В 2002г. к СВСТ в соответствии с постановлением КМУ от 18.12.2001г. №1703, помимо указанных выше ценностей в виде драгметаллов и драгоценных камней, названных в Приложении №1, относились:

диски для лазерных систем считывания, мастер диски, которые содержат информацию и предназначены для изготовления дисков для лазерных систем считывания; поликарбонат для изготовления оптических носителей информации (Приложение №2); товары, экспорт которых в США и в страны Европейского Союза, Индонезию и Венгрию подлежит лицензированию (с квотированием в США, Индонезию и Венгрию) - Приложение №4;

озоноразрушителъные вещества, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию, согласно Приложения №5; продукция, которая может содержать озоноразрушительные вещества, экспорт и импорт которой подлежит лицензированию согласно Приложения №6;

товары в виде текстильной продукции, экспорт которой в страны - члены Европейского Союза и США подлежат лицензированию и квотированию согласно Приложений № 9 и №10;

товары, экспорт которых в Республику Македония подлежит лицензированию согласно Приложения № 12;

металлопродукция, экспорт которой в страны-члены Европейского Содружества по углю и стали подлежит лицензированию и квотированию согласно Приложения №14;

сталелитейные изделия, которые экспортируются из Украины в страны-члены Европейского содружества по углю и стали (Приложение №15).

В 2003г. к товарам, экспорт и импорт которых подлежит квотированию и лицензированию в соответствии с постановлением КМУ от 25.12.2002г. №1939, помимо ценностей в виде драгоценных металлов и драгоценных камней, названных в Приложении №1 постановления КМУ от 18.12.2001г. №1703, относились товары, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию согласно Приложений №3, 4, 5 и 6, которые по содержанию соответствовали указанным выше Приложениям №4, 5, 6 и 9 в аналогичном постановлении КМУ №1703 от 18.12.2001г.

Перечень ценностей в виде СВСТ, то есть продукции, которая подлежит квотированию и лицензированию, согласно ст. 5 постановлений КМУ от 18.12.2001г. №1703 и от 25.12.2002г. №1939. Государственная таможенная служба (ГТС) ежемесячно подает Министерству экономики и по вопросам европейской интеграции, информируя об объемах осуществленного субъектами внешнеэкономической деятельности Украины экспорта и импорта продукции, которая подлежит квотированию и лицензированию. Поэтому, для правильной квалификации контрабандного экспорта товаров в виде СВСТ в уголовном деле должна быть соответствующая информация ГТС или Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции относительно конкретных ценностей, которые стали предметом незаконного вывоза за пределы Украины, будучи отнесенными действующим законодательством к категории СВСТ -продукции, экспорт и импорт которой подлежит квотированию и лицензированию.

Вернуться к содержанию | Продолжение главы

ВХОД

БИБЛИОТЕКА (БЕТА):

"LEX" - Правовой портал Украины © 2024Анализ интернет сайтов