Статья 155. Осуществление родительских прав и выполнение родительских обязанностей: постатейный СКУ - Правовой портал Украины
LEX       
Правовой портал


МЕНЮ

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

конструктор договоров Украина

Статья 155. Осуществление родительских прав и выполнение родительских обязанностей: постатейный комментарий Семейного кодекса


1. Осуществление родителями своих прав и выполнения обязанностей должны основываться на уважении к правам ребенка и его человеческого достоинства.

2. Родительский права не могут осуществляться вопреки интересам ребенка.

3. Отказ родителей от ребенка является неправозгидною, противоречит моральным основам общества.

4. Уклонение родителей от выполнения родительских обязанностей является основанием для возложения на них ответственности, установленной законом.


Комментарий:

1. Статья устанавливает общие принципы осуществления родителями своих прав и выполнения обязанностей, а также определяет границы их осуществления. Эта статья должна рассматриваться в качестве основных принципов осуществления как неимущественных, так и имущественных прав родителей в отношении ребенка, а также по выполнению неимущественных и имущественных родительских обязанностей.

2. Уважение как одно из важнейших требований нравственности подразумевает такое отношение к людям, в котором практически (в соответствующих действиях, мотивах, а также в социальных условиях жизни общества) признается достоинство личности. Понятие уважения, сложившееся в моральном сознании общества, предусматривает: справедливость, доверие, внимание к их убеждений, направлений, чуткость, вежливость, деликатность, скромность.

Таким образом, родители, проявляя уважение к ребенку, должны относиться к нему как к личности, учитывая его желания, интересы, потребности. Родители обязаны направлять свою воспитательную деятельность таким образом, чтобы ребенок чувствовал, что она тоже является человеком. Воспитательное воздействие родителей не должен сдерживать стремления ребенка к самовыражению, они обязаны помочь ребенку сформироваться как личности. Ребенок не должен стать воплощением несбывшихся мечтаний родителей, а должна развивать собственные способности, осуществлять собственные желания.

Об уважении к ребенку свидетельствует также невмешательство в осуществление им права на личную и семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или недопущения незаконного посягательства на его честь и достоинство. Запрет таких действий прямо предусмотрена ст. 16 Конвенции ООН о правах ребенка. Ребенок имеет право на защиту закона от такого вмешательства или посягательства.

Уважение человеческого достоинства ребенка родителями и другими членами семьи оказывает существенное влияние на развитие полноценной личности. Неоправданное и жестокое насилие, угнетение, несправедливость, подавление свободы, неравенство, унижение достоинства, недоверие, грубость является нарушением требования уважения к детям.

Утверждение (санкционирование) определенных стандартов самооценки человеческой личности является важной задачей нравственного самосознания. К формам такого санкционирования положено представление о чести и достоинстве человека. Существенно, что в обоих случаях (насчет чести и по достоинству) речь идет не просто о самооценке, об определенном ее ценностный стандарт. Высоко или низко оценивает себя в каждом конкретном случае то или иное лицо, зависит от ее характера, поведения, обстоятельств; но на базе нравственного осознания себя в ней формируется некий общий стандарт самооценки, определенная совокупность критериев собственной жизненной реализации. Этом общего стандарта она, с одной стороны, должен сам соблюдать в своем поведении. С другой стороны, если данный ценностный стандарт является достаточно обоснованным, лицо имеет также требовать его соблюдения и от тех, кто его окружает. Уважение собственной чести и достоинства со стороны других - неотъемлемое право каждого человека.

Понятие чести и достоинства - это прежде всего моральные категории, разрабатываются основном такой наукой, как этика. Достижения этой науки используются юридической наукой при изучении вопросов защиты чести и достоинства как физических лиц вообще, так и детей в частности. Так, М.С. Малеин свое время были предложены следующие определения чести и достоинства, которые в тех или иных модификациях встречаются в работах и ​​других ученых. Честь - это социальная оценка личности, которая формируется в соответствии с общественно значимых поступков, действий человека. Она определяется совокупностью нравственных качеств личности как члена общества, гражданина государства, члена коллектива, семьи, представителя профессии и т.п.. Совокупностью этих качеств и каждой из них в отдельности определяется общественная значимость, ценность конкретного лица в целом или в какой-то области общественных отношений с точки зрения духовных, моральных, этических требований и убеждений общественного строя. Человек осознает свое положение в обществе, коллективе, и эта внутренняя самооценка является представлением лица о собственном достоинстве. Таким образом, честь и достоинство взаимосвязаны внешние и внутренние критерии, нравственные оценки личности и в то же время - важнейшие духовные блага, неотъемлемые от личности и такие, которые ее олицетворяют.

Первое понятие о человеческой честь и достоинство дают ребенку его родители. Они играют основную роль в формировании самооценки ребенка, а потому законом на них возлагается обязанность не нарушать чести и достоинства ребенка, которому корреспондирует право последней на уважение его чести и достоинства. Достоинство и честь ребенка неприкосновенны (ст. 297 ГК Украины).

Неприкосновенность достоинства ребенка - это проблема обеспечения уважения к ней, ее человеческих стремлений и прав со стороны других людей, прежде всего ее родителей, и общества в целом. Итак, соблюдения ребенка само по себе является уважением к его чести и достоинства. Любые проявления неуважения к ребенку является унижением его человеческой чести и достоинства.

Так, необходимыми сущностными компонентами человечности есть свобода, творчество, любовь. Пренебрежение этими сущностными компонентами человечности нарушает нравственное достоинство человека. Высшие духовные способности человеческого существа, как об этом свидетельствует вся история мировой культуры, определяются ее стремлением к истине, добру, красоте. Именно поэтому, как отмечает грузинский исследователь морали Г.Д. Бандзеладзе, «понятие человеческого достоинства органически связано с интересами создания, защиты и развития этих ценностей». Согласно этому достоинство ребенка нарушается тогда, когда она «не имеет условий оправдания своего назначения, то есть когда он не может постичь истину и красоту. Человеческое достоинство унижается, когда мешают лицу в ее умственном развитии, поисках истины, постижении истины, когда ей не говорят правду, обманывают. Любое унижение истины - унижение человеческого достоинства ». Так же унижением достоинства человека является и любое попрание ее стремление делать добро, творить прекрасное.

2. Свобода осуществления родительских прав ограничивается интересом ребенка. Родительские права не могут осуществляться вопреки интересам ребенка. Не могут осуществляться вопреки интересам ребенка неимущественные родительские права, а также родители имеют право управлять имуществом, принадлежащим малолетнему ребенку, без специального на то полномочия в ее интересах (ч. 1 ст. 177 СК).

Согласно ч. 1 ст. 3 Конвенции ООН о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Защищаемые права ребенка и внутренним законодательством Украины. Так, ст. 51 Конституции провозглашает, что детство охраняется государством. Согласно ч. 8 ст. 7 СК Украины регулирования семейных отношений должно осуществляться с максимально возможным учетом интересов ребенка. О необходимости защищать интересы ребенка, охранять их, обеспечивать говорится и в Законе Украины «Об охране детства» от 26.04.2001 г. и других нормативно-правовых актах, направленных на защиту детей. Но непонятно, что именно имеет в виду законодатель, употребляя термин «интересы ребенка». Комплексных исследований по этому вопросу пока не существует. Вместе с тем вопросу интереса в праве вообще посвящено достаточно много работ, но единого мнения по этому поводу пока нет. По нашему мнению, следует присоединиться к определению В.А. Рясенцева, который во интересом ребенка понимал сохранения его здоровья, нормальное физическое и психическое ее развитие, воспитание в ней тех качеств, которые требуются от человека.

Таким образом, осуществление родительских прав должно осуществляться в интересах ребенка, означает сохранение его здоровья, содействие нормальному физическому и психическому ее развития, воспитания в ней тех качеств, которые требуются от человека. Осуществление прав не вопреки интересам ребенка означает также учета склонностей, устремлений детей, особенностей их развития (физической, умственной, духовной).

Содержание интереса ребенка меняется с возрастом ребенка. Обязанностью родителей является определить понятие интереса ребенка с учетом возрастных изменений и обеспечивать осуществление родительских прав в соответствии с изменениями, которые произошли. Содержание интереса ребенка в значительной степени определяется его личными симпатиями и антипатиями, привязанностью, привычками. Пренебрежение ими, осуществление права без учета таких интересов может повлечь за собой травмирование ребенка.

Поскольку жизнь ребенка многообразно, ее интересы одновременно пролегают в разных направлениях, осуществление права не вопреки интересам ребенка означает правильное определение основного интереса для ребенка. Несоблюдение родителями этого требования - осуществление родительских прав в соответствии с интересами ребенка - должно квалифицироваться как злоупотребление родителями своими родительскими правами и повлечь за собой лишение родительских прав или отобрании ребенка без лишения родительских прав.

3. Принцип осуществления родительских прав не вопреки интересам ребенка распространяется и на осуществление родителями имущественных прав на ребенка. Родители имеют право управлять имуществом, принадлежащим малолетнему ребенку, без специального на то полномочия в ее интересах (ч. 1 ст. 177 СК). Ненадлежащее выполнение родителями своих обязанностей относительно управления имуществом ребенка является основанием для возложения на них обязанности возместить причиненный ей материальный ущерб и вернуть доходы, полученные от управления его имуществом (ч. 8 ст. 177 СК) (см. комментарий к ст. 177 СК).

4. Родители имеют целый комплекс имущественных и неимущественных прав и обязанностей относительно ребенка. В ч. 3 ст. 155 СК сказано об отказе родителей от ребенка. Однако с правовой точки зрения отказ родителей должен рассматриваться не как отказ от ребенка, а как отказ от всех имущественных и неимущественных прав и обязанностей относительно ребенка.

Согласно закону отказ от ребенка является неправозгидною (ч. 3 ст. 155 СК). Такое правило, как и сам термин, появились в законе впервые. Можно только догадываться, что неправозгидною есть действие, которое противоречит нормам права. Поэтому отказ родителей от прав и обязанностей по отношению к ребенку является действием неправомерным. Более удачным, без сомнения, было бы использование в законе известного юридического термина - «неправомерное», чем «неправозгидна отказ». Поскольку закон не содержит определения неправозгидности как таковой, то неясным остается соотношение таких понятий как неправозгидна и неправомерное действие.

Кроме того, закон не объясняет, какая именно отказ подразумевается - фактическая или юридическая. Фактическую отказа родителей от ребенка как социальное явление закон не может устранить, поскольку такой отказ является элементом социального бытия. Что касается отказа юридического, то она никогда прямо в законе не предусмотрена. Закон по-прежнему не давал возможность матери или отцу ребенка составить юридический акт, который бы определялся как отказ от ребенка. Однако хорошо известно, что завуалированной формой отказа было заявление одного из родителей (в первую очередь - матери) о согласии на усыновление ребенка другим лицом. Такое согласие предполагается и в действующем семейном законодательстве. Согласно ст. 217 СК Украины родительские права и обязанности прекращаются в случае усыновления ребенка, на которое родители должны дать свободную согласие. Поэтому в этом случае отказ родителей от осуществления родительских прав и выполнения родительских обязанностей имеет силу юридического факта, в совокупности с другими юридическими фактами влечет прекращение родительских правоотношений в полном объеме. При этом нет необходимости лишать родителей родительских прав. Кроме того, если судом будет установлено, что родители, которые не проживают с ребенком более шести месяцев без уважительных причин, не проявляют относительно нее родительской заботы и опеки, не воспитывают и не содержат его, то усыновление ребенка может быть произведено без согласия родителей (ч . 2 ст. 219 СК). В этом случае значение юридического факта, влечет прекращение родительских прав и обязанностей, имеет их неосуществление в течение шести месяцев.

5. Уклонение родителей от выполнения родительских обязанностей является правонарушением. Вид и форма ответственности, к которой могут быть привлечены родители в связи с уклонением их от выполнения своих обязанностей зависят от состава правонарушения и характера обязанности, от выполнения которого родители уклоняются. Так, они могут быть привлечены к административной (ст. 184, ч. 2 ст. 212 'КоАП Украины и др.), уголовного (ст. ст. 164, 166 УК Украины и др.), гражданско-правовой (ст. ст. 1178-1183 ГК Украины) и семейно-правовой ответственности.

Семейный кодекс Украины предусматривает следующие формы ответственности

- За уклонение от выполнения своих обязанностей по воспитанию ребенка - лишение родительских прав (ст. 164 СК) или отобрании ребенка от родителей без лишения их родительских прав (ст. 170 СК);

- За ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей относительно управления имуществом ребенка - возложение на них обязанности возместить причиненный ей материальный ущерб и вернуть доходы, полученные от управления его имуществом (ст. 177 СК);

- За просрочку уплаты алиментов - взыскание неустойки (пени) (ст. 196 СК).

ВХОД

БИБЛИОТЕКА (БЕТА):

"LEX" - Правовой портал Украины © 2024Анализ интернет сайтов