Статья 152. Обеспечение права ребенка на надлежащее родительское воспитание: постатейный комментарий - Правовой портал Украины
LEX       
Правовой портал


МЕНЮ

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

конструктор договоров Украина

Статья 152. Обеспечение права ребенка на надлежащее родительское воспитание: постатейный комментарий Семейного кодекса


1. Право ребенка на надлежащее родительское воспитание обеспечивается системой государственного контроля, установленной законом.

2. Ребенок имеет право противиться ненадлежащему выполнению родителями своих обязанностей относительно нее.

3. Ребенок имеет право обратиться за защитой своих прав и интересов в орган опеки и попечительства, других органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций.

4. Ребенок имеет право обратиться за защитой своих прав и интересов непосредственно в суд, если она достигла четырнадцати лет.

Комментарий:


1. Обязанностям родителей по воспитанию ребенка корреспондирует право ребенка на надлежащее родительское воспитание.

Понятие надлежащего воспитания дать достаточно трудно, поскольку процесс воспитания детей состоит из большого количества действий как имеющих правовое значение, так и таких, которые не имеют правового содержания. Поэтому, с юридической точки зрения, надлежащим воспитанием является соблюдение родителями всех тех требований, которые предъявляет закон к процессу воспитания ребенка. То есть, должным воспитывая ребенка, родители выполняют все обязанности по воспитанию, а также соблюдение всех запретов, установленных законодательством.

Как известно, доктрина рассматривает субъективное право как единство трех правомочий: права на собственные действия, права на чужие действия, право на защиту в случае нарушения, невыполнения или оспаривания. Но право ребенка на надлежащее родительское воспитание является исключением из этого правила.

Поскольку воспитание - это процесс воздействия на человека, которого воспитывают, то право ребенка на надлежащее родительское воспитание, как правило, не включает в себя возможность совершения ребенком определенных юридически значимых действий. Ребенок в процессе его воспитания совершает фактические действия по восприятию или неприятие воспитательных действий родителей - она ​​слушает, запоминает, в ней вырабатываются определенные навыки, привычки и т.п..

Указанные процессы не подлежат правовому регулированию и, следовательно, не могут рассматриваться как осуществление ребенком права на надлежащее родительское воспитание. Поэтому следует отметить, что право ребенка на надлежащее родительское воспитание не имеет классической триединой структуры и состоит из двух правомочий: права на чужие действия и права на защиту. В контексте комментируемой статьи право ребенка на надлежащее родительское воспитание включает:

1) право ребенка требовать от родителей осуществления их обязанностей по воспитанию надлежащим образом, а также требовать воздерживаться от тех действий по воспитанию, которые противоречат действующему законодательству;

2) право ребенка на самозащиту путем противодействия ненадлежащему выполнению родителями своих обязанностей относительно него и право ребенка обратиться за защитой своих прав и интересов в орган опеки и попечительства, других органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций, либо непосредственно в суд, если она достигла четырнадцати лет.

Правом на надлежащее воспитание ребенок наделяется с момента рождения. Однако в связи с малолетством она не осознает своего права, а потому и не может его осуществлять. До достижения ребенком четырнадцати лет (когда у ребенка возникает право самостоятельно обратиться за защитой своих нарушенных прав в суд) защита интересов детей осуществляется их представителями, которыми в основном являются собственно родители.

Но сама природа права ребенка на надлежащее воспитание исключает представительство интересов ребенка родителями в правоотношениях по надлежащему воспитанию ребенка. В этих случаях защита прав и интересов детей на себя берет государство, от имени которой выступают различные государственные органы.

2. Следует отметить, что содержание комментируемой статьи несколько противоречит ее названию. Название статьи «Обеспечение права ребенка на надлежащее родительское воспитание» предусматривает, что статья содержит правовые гарантии права ребенка на надлежащее родительское воспитание. Указанное право является личным неимущественным правом ребенка. Но комментируемая статья правовые гарантии надлежащего выполнения родителями своих обязанностей по воспитанию устанавливает только в части. Кроме того, эти гарантии имеют публично-правовой, а не частноправовой характер. Все остальные части комментируемой статьи содержат указание на «родительские обязанности», «права и интересы ребенка», которые включают в себя как неимущественные, так и имущественные права и обязанности родителей и детей. Итак, фактически комментируемая статья устанавливает гарантии не только неимущественных, но и имущественных прав ребенка.

Кроме того, из содержания ч. 3 и 4 ст. 152 СК Украины следует, что ребенок имеет право обратиться в государственные органы и общественные организации за защитой любых своих семейных прав и интересов в случае нарушения их не только родителями, но и другими участниками семейных отношений.

3. Статья 51 Конституции Украины провозглашает, что детство охраняется государством. Любое насилие над ребенком и его эксплуатация преследуются по закону (ст. 52). Указанные положения получили также свое развитие в Законе Украины «Об охране детства». В соответствии со ст. 1 этого Закона охрана детства - система государственных и общественных мер, направленных на обеспечение полноценной жизни, всестороннего воспитания и развития ребенка и защиты его прав. Основные принципы охраны детства и государственную политику в этой сфере определяет Верховная Рада Украины путем утверждения соответствующих общегосударственных программ.

К системе государственного контроля за осуществлением родителями обязанностей по надлежащему воспитанию ребенка входят все те органы, которые наделены какими-либо контрольными полномочиями по охране детства. Вместе они рассматриваются как единая система, выполняющая функцию контроля за надлежащим воспитанием и содержанием детей родителями. К этим органам в частности относятся: а) Министерство Украины по делам семьи, молодежи и спорта, уполномоченный орган власти Автономной Республики Крым по делам семьи, детей и молодежи, службы по делам детей областных. Киевской и Севастопольской городских, районных государственных администраций, исполнительных органов городских и районных в городах советов б) криминальная милиция по делам детей органов внутренних дел (Закон Украины «Об органах и службах по делам детей и специальных учреждениях для детей» от 24 января 1995 ) в) районные, районные в городах Киеве и Севастополе государственные администрации, исполнительные комитеты городских, районных в городах, сельских, поселковых советов (п. 1.3 Правил опеки, утвержденных Приказом Государственного комитета Украины по делам семьи и молодежи, Министерства образования Украины, Министерства здравоохранения Украины, Министерства труда и социальной политики Украины от 26.05.99 № 34/166/131/88) г) прокуроры (ст. ст. 19 36 Закона Украины «О прокуратуре» от 5.11. 1991 г.) и т.д..

Одной из основных задач специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по делам семьи, детей и молодежи, уполномоченного органа власти Автономной Республики Крым по делам семьи, детей и молодежи, служб по делам детей является ведение учета детей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, усыновленных, устроенных в приемные семьи, детские дома семейного типа и социально-реабилитационных центров (детских городков). Для осуществления этой задачи сотрудники служб по делам детей имеют право: а) принимать по вопросам, относящимся к их компетенции, решения, которые являются обязательными для выполнения органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от формы собственности , должностными лицами и гражданами б) обращаться в случае нарушения прав и законных интересов детей, а также по вопросам оказания им помощи в соответствующие органы исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, в) обеспечивать устройство детей -сирот и детей, лишенных родительской опеки, в детских домах семейного типа, приемные семьи, передачу под опеку, попечительство, на усыновление г) представлять в случае необходимости интересы детей в судах, в их отношениях с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от формы собственности г) приглашать для беседы родителей или опекунов, должностных лиц в службу по делам детей с целью выяснения причин и условий, которые привели к нарушению прав детей, безнадзорности, совершения правонарушений, принимать меры по их устранению и т.п..

Криминальная милиция по делам детей является составной частью криминальной милиции органов внутренних дел. С целью контроля за надлежащим выполнением родителями их обязанностей по воспитанию детей на криминальную милицию по делам детей возлагаются следующие обязанности: а) выявлять взрослых, которые вовлекают детей в преступную деятельность, проституцию, пьянство, наркоманию и попрошайничество б) выявлять родителей, уклоняющихся от выполнения предусмотренных законодательством обязанностей по созданию надлежащих условий для жизни, обучения и воспитания детей, в) выявлять, вести учет лиц, которые вовлекают детей в антиобщественную деятельность г) составлять протоколы об административных правонарушениях родителей, которые не выполняют обязанностей по воспитанию и обучению детей, информировать соответствующие службы по делам детей г) уведомлять органы опеки и попечительства по месту нахождения ребенка об известном факте оставления ее без опеки (попечительства) родителей.

Непосредственное ведение дел по опеке и попечительству возлагается в пределах их компетенции в соответствующие отделы и управления местной государственной администрации районов, районов городов Киева и Севастополя, исполнительных комитетов городских или районных в городах советов. В поселках и селах делами опеки непосредственно ведают исполнительные комитеты сельских и поселковых советов.

Органы образования осуществляют деятельность по выявлению, учету и передачи детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, в детских домов, школ-интернатов разных профилей, на усыновление, под опеку (попечительство) и по другим вопросам, относящимся к их компетенции.

Органы по делам семьи и молодежи, службы по делам детей осуществляют деятельность по выявлению, учету и временного устройства беспризорных детей, устройство детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, содержащихся в государственных детских учреждениях, на воспитание в семье (приемные семьи, детские дома семейного типа) и по другим вопросам, относящимся к их компетенции.

Органы опеки и попечительства в соответствии с возложенными на них задачами и распределения полномочий между структурными подразделениями соответствующих управлений и отделов местной государственной администрации, осуществляя деятельность по контролю за надлежащим осуществлением родителями своих обязанностей по воспитанию: рассматривают обращения детей за ненадлежащее исполнение родителями (одним из них ) обязанностей по воспитанию или злоупотребления родителей своими правами; рассматривают споры, связанные с воспитанием детей; принимают меры по защите личных и имущественных прав детей; участвуют в рассмотрении судами споров, связанных с защитой прав детей; осуществляют другую деятельность по обеспечению прав и интересов детей.

Деятельность органов прокуратуры направлена ​​на всемерное утверждение верховенства закона, укрепление правопорядка и имеет своей задачей защиту от неправомерных посягательств гарантированных Конституцией, другими законами Украины и международными правовыми актами социально-экономических, политических, личных прав и свобод человека и гражданина.

Кроме указанных государственных органов надзор за соблюдением родителями прав и законных интересов детей осуществляется центрами социальных служб для семьи, детей и молодежи путем осуществления ими социальной работы, социальной профилактики и социального инспектирования. Указанные мероприятия осуществляются в соответствии с Законом Украины «О социальной работе с детьми и молодежью» от 21.06.2001 г. Они направлены на создание социальных условий жизнедеятельности, гармоничного и разностороннего развития детей, удовлетворения культурных и духовных потребностей, выявление какого-либо негативного влияния на жизнь и здоровья детей и предотвращения такого воздействия, осуществление надзора, анализа, экспертизы, контроля за условиями жизнедеятельности, моральным, психическим и физическим состоянием детей, обеспечение защиты их прав, свобод и законных интересов. По результатам социального инспектирования центры социальных служб для семьи, детей и молодежи имеют право ставить перед соответствующими органами ходатайство о применении предусмотренных законодательством санкций к гражданам в случае нарушения ими законодательства относительно детей (ст. 12 Закона Украины «О социальной работе с детьми и молодежью »).

Таким образом, в Украине создана разветвленная система государственного контроля, обеспечивает право ребенка на надлежащее родительское воспитание предотвращения, выявления и пресечения правонарушений, совершаемых родителями в сфере семейного воспитания. Перечисленные органы вправе привлекать родителей к уголовной или административной ответственности, ходатайствовать перед соответствующими органами о привлечении родителей к соответствующему виду ответственности, а орган опеки и попечительства и прокурор имеют право на обращение в суд с иском о лишении родительских прав (ст. 165 СК Украины) .

4. Право ребенка противиться ненадлежащему выполнению родителями своих обязанностей по ней являются элементом права ребенка на надлежащее родительское воспитание, но правовой механизм его осуществления установить довольно трудно. Это обусловлено тем, что ненадлежащее выполнение родителями своих родительских обязанностей является нарушением прав ребенка. Ребенок может защитить свои права в юрисдикцией порядке, предусмотренном частями 3 и 4 комментируемой статьи или путем самозащиты.

Под правом физического лица на самозащиту в правовой литературе понимается «возможность в случае нарушения своего права или интереса, права или интереса другого лица, возникновение реальной угрозы такого нарушения применить целесообразную и адекватное противодействие, которая не запрещена законом и не противоречит моральным основам общества и направлена ​​на предупреждение или прекращение этого нарушения или ликвидации его последствий. Возможность самозащиты является одним из элементов права на защиту ».

Хотя в некоторых нормах СК Украины и предусматривается право определенных лиц на самозащиту, глава 2 СК Украины среди других способов защиты семейных прав и интересов не предусматривает такой формы их защиты как самозащита, поэтому в соответствии со ст. 8 СК Украины отношения, возникающие при осуществлении лицом своего права на самозащиту должны регулироваться нормами ГК Украины.

В соответствии со ст. 19 ГК Украины лицо имеет право на самозащиту своего гражданского права от нарушений и противоправных посягательств. Указанная статья основном устанавливает пределы осуществления лицом своего права на самозащиту, а не закрепляя конкретных способов и (или) средств осуществления этого права. Способы самозащиты могут избираться самим лицом или устанавливаться договором или актами гражданского законодательства. Они должны соответствовать содержанию права, которое нарушено, характера действий, которыми оно нарушено, а также последствиям, которые вызваны этим нарушением. Средства противодействия, применяемых физическим лицом, при осуществлении им своего права на самозащиту, должны быть такими, которые не запрещены законом и не противоречат моральным основам общества. Так, противодействие ребенка ненадлежащему выполнению родителями своих обязанностей может выражаться в отказе выполнять противоправные или унижающие ребенка, указания родителей; в требовании к родителям о выполнении их обязанностей.

Но ребенок через свои несколько ограниченные физические и умственные свойства, недостаточность жизненного опыта и невозможность адекватно воспроизводить действительность не может найти таких способов самозащиты, которые были бы соответствующими во взаимоотношениях с родителями, поскольку на стороне родителей как взрослых действует право силы. Поэтому ребенку реализовать право противиться ненадлежащему выполнению родителями своих обязанностей относительно него довольно трудно.

Одним из средств, которое способствует осуществлению права ребенка на надлежащее родительское воспитание, является его право свободно выражать свои мнения, предусмотренное ст. 13 Конвенции о правах ребенка, а также ст. 172 СК Украины. Согласно указанной статье ребенок имеет право на то, чтобы быть выслушанным родителями по вопросам, которые касаются его лично. Именно высказана ребенком мнение может повлиять на поведение родителей при выполнении ими своих родительских обязанностей по ней.

5. Более эффективной формой защиты прав ребенка является обращение ее за защитой своих прав и интересов в орган опеки и попечительства, других органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций или непосредственно в суд. Часть 3 комментируемой статьи содержит перечень органов и организаций, к которым ребенок имеет право обратиться за защитой своих прав и интересов. К ним закон относит: а) органы опеки и попечительства, б) другие органы государственной власти, в) органы местного самоуправления г) общественные организации.

 Органами опеки и попечительства являются районные, районные в городах Киеве и Севастополе государственные администрации, исполнительные комитеты городских, районных в городах, сельских, поселковых советов. Органы опеки и попечительства в соответствии с возложенными на них задачами и распределения полномочий между структурными подразделениями соответствующих управлений и отделов местной государственной администрации рассматривают обращения детей за ненадлежащее исполнение родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию или злоупотребления родителей своими правами, принимают меры по защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних детей.

В Украине в органы государственной власти относятся также Верховная Рада Украины Президент Украины; Кабинет Министров Украины министерства, Государственные комитеты Украины, центральные органы исполнительной власти Украины со специальным статусом, органы судебной власти и другие.

В соответствии со ст. 2 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.1997 г. местное самоуправление осуществляется территориальными общинами сел, поселков, городов как непосредственно, так и через сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы, а также через районные и областные советы , которые представляют общие интересы территориальных общин сел, поселков, городов. В соответствии со ст. 3 Закона Украины «Об объединении граждан» от 16.06.1992 г. общественной организацией является объединение граждан для удовлетворения и защиты своих законных социальных, экономических, творческих, возрастных, национально-культурных, спортивных и других общих интересов. Кроме того, согласно Закону Украины «О молодежных и детских общественных организациях» от 16.06.1992 г. в Украине могут быть созданы детские и молодежные общественные организации. Молодежные общественные организации - это объединение граждан в возрасте от 14 до 35 лет, целью которых является осуществление деятельности, направленной на удовлетворение и защиту своих законных социальных, экономических, творческих, духовных и других общих интересов. Детские общественные организации - это объединение граждан в возрасте от 6 до 18 лет, целью которых является осуществление деятельности, направленной на реализацию и защиту своих прав и свобод, творческих способностей, удовлетворения собственных интересов, которые не противоречат законодательству, и социальное становление как полноправных членов общества. В соответствии со ст. 20 Закона Украины «Об объединении граждан» зарегистрированные объединения граждан пользуются правом представлять и защищать свои законные интересы и законные интересы своих членов (участников) в государственных и общественных органах, является одной из гарантий защиты прав детей, права которых нарушены.

Право ребенка на обращение в орган опеки и попечительства, других органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций за защитой своих прав и интересов не ограничивается его возрастом. Такое право имеет ребенок, может выразить свое мнение и осознает свои интересы. Это может быть как ребенок, достигший 14 лет, так и малолетний.

6. Статья 9 Закона Украины «Об охране детства» содержит несколько расширенный по сравнению с ч. 3 комментируемой статьи перечень органов и учреждений, в которых ребенок может обратиться за защитой своих прав и интересов. Так, согласно ч. 2 ст. 9 Закона дети имеют право обращаться с жалобами о нарушении своих прав и законных интересов, кроме органов, указанных в ч. 3 ст. 152 СК Украины, и к предприятиям, учреждений, организаций, средств массовой информации и их должностных лиц.

Часть 3 ст.152 СК Украины не содержит указания на то, какими именно средствами ребенок может защитить свои нарушенные права и интересы в государственных органах. Таким средством, как правило, является жалоба, подается в соответствующий орган лицом, права которого нарушены.

7. Статья 55 Конституции Украины устанавливает, что права и свободы человека и гражданина защищаются судом. Суд, осуществляя правосудие, на принципах верховенства права обеспечивает защиту гарантированных Конституцией Украины и законами прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц, интересов общества и государства (ст. 2 Закона Украины «О судоустройстве Украины» от 7.02.2002 p .).

Статья содержит исключение из общего правила о приобретении физическим лицом гражданской процессуальной дееспособности, предоставляя несовершеннолетним право обратиться непосредственно в суд за защитой своих прав и интересов. Это исключение также предусмотрено ч. 2 ст. 29 ГПК Украины. Согласно указанной нормы несовершеннолетние лица в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет могут лично осуществлять гражданские процессуальные права и выполнять свои обязанности в суде по делам, возникающих из отношений, в которых они лично участвуют, если иное не установлено законом. Такими отношениями частности являются семейные отношения, участниками которых являются несовершеннолетние. Лица в возрасте от 14 лет имеют право на непосредственное обращение в суд за защитой любого своего семейного права и интереса. Исключением является положение ст. 128 СК, связывает возникновение права на предъявление иска о признании отцовства с достижением лицом совершеннолетия.

Средством такой защиты является иск. Иск предъявляется путем подачи искового заявления в суд первой инстанции. Исковое заявление подается в письменной форме. Она должна соответствовать требованиям, содержащимся в ст. ст. 119 и 120 ГПК Украины. Способы защиты семейных прав и интересов установленные ст. 18 СК Украины, кроме того, закон допускает установление способов защиты семейных прав и интересов по договоренности (договором) сторон.

Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Украины от 1 ноября 1996 № 9 «О применении при осуществлении правосудия» суд не вправе отказать лицу в принятии искового заявления или жалобы лишь на том основании, что его требования могут быть рассмотрены в предусмотренном законом досудебном порядке.

Итак, у несовершеннолетнего лица нет необходимости обращаться за защитой своих прав и интересов сначала в соответствующие государственные органы (органа опеки и попечительства и др.), а затем в суд. Кроме того, обращение за защитой в орган опеки и попечительства не лишает лицо права на обращение в суд (ст. 19 СК Украины). Так же не лишает лицо права на обращение в суд обращения за защитой в других государственных органов, органов местного самоуправления и общественных организаций.

ВХОД

БИБЛИОТЕКА (БЕТА):

"LEX" - Правовой портал Украины © 2024Анализ интернет сайтов