Статья 150. Обязанности родителей по воспитанию и развитию ребенка: постатейный комментарий СКУ - Правовой портал Украины
LEX       
Правовой портал


МЕНЮ

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

конструктор договоров Украина

Статья 150. Обязанности родителей по воспитанию и развитию ребенка: постатейный комментарий Семейного кодекса


1. Родители обязаны воспитывать ребенка в духе уважения к правам и свободам других людей, любви к своей семье, своему народу, своей Родине.

2. Родители обязаны заботиться о здоровье ребенка, его физическом, духовном и моральном развитии.

3. Родители обязаны обеспечить получение ребенком полного общего среднего образования, готовить его к самостоятельной жизни.

4. Родители обязаны уважать ребенка.

5. Передача ребенка на воспитание другим лицам не освобождает родителей от обязанности родительской заботы относительно нее.

6. Запрещаются любые виды эксплуатации родителями своего ребенка.

7. Запрещаются физические наказания ребенка родителями, а также применение ими других видов наказаний, которые унижают человеческое достоинство ребенка.

Комментарий:


1. Наилучшей средой для жизни и воспитания ребенка является семья, а лучшими воспитателями - родители. Правовое регулирование семейного воспитания отражает политику государства в области укрепления семьи, защиты ее интересов и повышения ответственности за воспитание детей и на сегодняшний день претерпело существенные изменения. В названном регулировании государство пытается совместить заботу о создании лучших условий для осуществления семьей ее воспитательной и других функций и контроля за их выполнением, то есть пытается одновременно и заботиться о семье, и требовательно относиться к ней. При этом она, учитывая индивидуальный характер деятельности семьи, не пытается регламентировать воспитательный процесс до мелочей, а наоборот, исходит из уважения, бережного отношения к личной жизни ее членов, необходимости оберегать его от излишнего вмешательства.

Обязанности и права родителей по воспитанию ребенка являются основными среди всего комплекса родительских прав и обязанностей, которые закреплены семейным законодательством. Все другие права и обязанности родителей по их детей призваны обеспечивать надлежащее выполнение родителями своей основной обязанности - воспитывать ребенка.

В действующем кодексе получила свое решение многолетняя дискуссия ученых о правомерности рассмотрения права родителей на воспитание ребенка одновременно и как обязанности. Статья 61 КоБС Украины 1969 содержала положение, согласно которому родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Соответствующие статьи многих Кодексов о браке и семье других союзных республик содержали аналогичные нормы. По поводу этого в литературе высказывалось мнение, что «законодатель необоснованно применяет к одному виду общественных отношений (отношений по семейного воспитания) совершенно разные юридические модели: право и обязанность ... Право и обязанность - это разнополюсные понятия. Одно из них заключается в поведении, которое разрешено, а другое - в поступках обязательных ». В действующем СК Украины проведена четкая грань между правами и обязанностями родителей по воспитанию ребенка путем закрепления перечня обязанностей родителей по воспитанию и развитию ребенка в одной статье, а перечень их прав по воспитанию в другой. Тем самым законодатель устранил многочисленные недоразумения, случавшиеся при применении на практике норм КоБС Украины о воспитании, а также те разночтения, которые существовали при толковании этих норм учеными.

2. Воспитание - это планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для ее развития, подготовки к жизни и труда.

В теории права под обязанностью традиционно понимают надлежащее поведение, которое соответствует субъективному праву. Она может заключаться как в осуществлении определенных активных действий, так и в воздержании от действий, нарушающих права других лиц, препятствующих их осуществлению. В семейно-правовой литературе обязанность родителей по воспитанию ребенка определяется как «мера должного поведения, которая проявляется в личном влиянии на ребенка, сравнивая свои действия с требованиями педагогики, нормами морали и нравственности ... и права с целью воспитания ее в духе преданности Родине ... »

Статья закрепляет минимальные требования к надлежащей поведения родителей по воспитанию ребенка. Она содержит перечень действий, которые родители обязаны совершать в отношении ребенка с целью обеспечения его права на надлежащее воспитание и развитие. К ним закон относит: забота о здоровье ребенка; заботы о физическом развитии ребенка; заботы о духовном развитии ребенка, обеспечение получения ребенком полного среднего образования, подготовка ребенка к самостоятельной жизни, уважение к ребенку.

Кроме того, статья содержит также и перечень действий, от которых родители обязаны воздерживаться при осуществлении воспитания ребенка. Они обязаны воздерживаться от: любых видов эксплуатации ребенка; неуважения к ребенку физических наказаний; таких видов наказаний, которые унижают человеческое достоинство ребенка.

3. Одним из главных критериев воспитания является его цель, которая сформулирована в ч. 1 комментируемой статьи. На родителей возлагается обязанность таким образом влиять на сознание ребенка, чтобы она росла личностью, уважающей права и свободы других людей, любит свою семью и семью, свой народ, свою родину. Указанная норма имеет преимущественно признаки нормы морали и носит декларативный характер, она не может быть обеспечена санкцией, поскольку не всегда формирования личности, которая является достойным членом общества и гражданином своего государства, зависит только от родительского воспитания. Личность формируется не только в семье. На ее формирование влияют также другие социальные группы, такие как: учебно-воспитательные заведения, охватывающих все звенья системы образования, внешкольные и культурно-просветительские учреждения, средства массовой информации. Кроме того, каждый ребенок имеет свои индивидуальные, присущие только ей особенности психики, физиологии и мыслительных процессов, которые также влияют на социализацию ребенка и формирование его личностных качеств. Именно поэтому не может обеспечиваться государственным принуждением воспитания ребенка, например, не в духе патриотизма.

4. Уважение прав и свобод других людей является одним из элементов правовой культуры личности, которую призваны воспитать родители ребенка. Правовая культура является в свою очередь результатом правового воспитания, которое заключается в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умение использовать свои права, соблюдать запретов и исполнять обязанности.

Таким образом, уважение к правам и свободам других людей означает как знание своих прав, исполнение обязанностей, так и знание прав, свобод и обязанностей других лиц, а также соблюдение общих правового запрета, которая содержится в ст. 67 Конституции Украины, не посягать на права и свободы, честь и достоинство других людей. При осуществлении своих прав лицо обязано воздерживаться от действий, которые могли бы нарушить права других лиц (ч. 2 ст. 13 ГК Украины). Именно на усвоение указанных принципов и должно быть направлено правовое воспитание ребенка.

5. Статья содержит два похожих понятия - «семья» и «семья». Указанные понятия могут употребляться в социологическом и в правовом смысле. Статья 3 содержит указание на юридические признаки семьи (см. комментарий к ст. 3).

Семья является первичной и основной ячейкой общества. Каждый ребенок принадлежит семье своих родителей и тогда, когда совместно с ними не проживает. Порядок в семье - это залог нормального воспитания и развития ребенка. Именно поэтому родители обязаны воспитывать у ребенка уважение всех членов семьи, создавать и поддерживать в семье определенные традиции, на собственном примере демонстрировать ребенку ценность семейных связей.

В процессе семейного воспитания детей формируется целый ряд таких нравственных качеств личности, как гуманизм, чувство хорошего, сочувствие, внимание, сопереживание, культура общения, нежность, отзывчивость, обязательность, благодарность. Родители и другие члены семьи имеют использовать в целях воспитания каждый случай, каждую семейную традицию, быть образцом в отношениях со своими собственными родителями, регулярно терпеливо ухаживать за ними, сочувствовать в необходимый момент, родители должны прививать правдивость, откровенное отношение к окружающим, вежливость и тому подобное.

Определение понятия «семья» закон не дает, почти не встречается такое определение и в учебной и научной литературе. В учебной литературе приводится определение понятия «родство». Она рассматривается как родственные связи между людьми, основанные на происхождении одного лица от другого или нескольких лиц от общего предка. Таким образом, семьей является объединение лиц, происходят один от другого или от общего предка. Для семейных связей не имеет значения, проживают эти лица совместно, связаны ли они общим бытом. Но родители обязаны воспитывать у детей любовь и уважение и к тем родственникам, которые совместно с ребенком не проживают (дед, бабка, совершеннолетние братья и сестры, тети и дяди и т.д.). Родители обязаны поощрять общение ребенка с родственниками. Общению ребенка с бабушкой, дедом, прабабушкой, прадедом, братьями и сестрами способствует закреплению в законе права этих лиц на общение с ребенком, а также возложение на родителей ребенка обязанностей не препятствовать и способствовать этому общению (ст. ст. 257, 259) .

6. Любовь к своему народу и Родине являются элементами более широкого понятия - патриотизм. Он характеризуется преданностью, национальной гордостью, достоинством, честью, готовностью к защите Родины. Основные принципы, на которых должно основываться патриотическое воспитание в семье, содержатся в Конституции Украины. Защита Отечества, независимости и территориальной целостности Украины, уважение ее государственных символов провозглашается долгом каждого гражданина Украины (ст. 65 Конституции). Итак, патриотическое воспитание должно основываться на раскрытии для ребенка значение государственной символики, утверждении уважения к ней, изучении и уважении к ее истории, создании условий для развития мужества, воли, решимости и других качеств, способствующих в дальнейшем надлежащем отношению ребенка к защите собственной страны, в ее государственных символов и других признаков ее государственности; способствовать развитию гордости за свою страну и за принадлежность к ее гражданству.

Патриотизм как любовь к государству, гражданином которого является ребенок, неразрывно связан с любовью к народу, который является, во-первых, населением государства, в котором проживают ребенок и его родители, а во-вторых, представителем которого являются родители ребенка и соответственно он сам.

Поскольку на территории Украины проживают не только украинского, а представители других народов, с которыми ребенок может себя идентифицировать, примененный к комментируемой статье термин «народ» можно рассматривать в обоих его значениях в зависимости от конкретных обстоятельств применения данной нормы. Поэтому основным направлением воспитания ребенка является воспитание у нее любви именно к своему народу, но одновременно с уважением прав и свобод других людей и народов. В Конституции Украины заложено основание равенства всех народов, находящихся на территории Украины.

Государство содействует консолидации и развитию украинской нации, ее исторического сознания, традиций и культуры, а также развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности всех коренных народов и национальных меньшинств Украины (ст. 11). В Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского, других языков национальных меньшинств Украины. Государство способствует изучению языков международного общения. Применение языков в Украине гарантируется Конституцией Украины и определяется законом (ст. 10).

Кроме того, Декларация прав ребенка в 10 принципе провозглашает, что ребенок должен защищаться от практики, которая может способствовать расовой, религиозной или иной форме дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей. Родители также обязаны способствовать развитию у ребенка уважения к традициям своего народа, изучению его истории и языка, сохранению связей ребенка с другими представителями его народа.

7. Процесс воспитания детей - это процесс, который должен осуществляться родителями по своему усмотрению с учетом достижений современной педагогики и психологии. Но закон устанавливает определенные направления воспитания ребенка, которые являются обязательными для родителей. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает обязанность родителей заботиться о здоровье ребенка. Эта обязанность соответствует праву ребенка на охрану здоровья, которое провозглашено международными правовыми актами, закреплено в Конституции Украины и нормами других законодательных актов внутреннего законодательства. Декларация прав ребенка в 4 принципе провозглашает, что ребенку должно принадлежать право на здоровые рост и развитие, а также право на надлежащее медицинское обслуживание.

Статья 24 Конвенции ООН о правах ребенка обязывает государства-участники Конвенции признавать и гарантировать каждому ребенку право на пользование наиболее И совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней 7 и восстановления здоровья. Государство гарантирует ребенку право на здравоохранение, без-I возмездной квалифицированную медицинскую помощь в государственных и коммунальных заведениях 1 здравоохранения, способствует созданию безопасных условий для жизни и здорового развития, рационального питания, формированию навыков здорового образа жизни и (ст. 6 Закона Украины «Об охране детства» от 26.04.2001 p.).

В соответствии с Основами законодательства Украины об охране здоровья, здоровье-это и состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Родители обязаны заботиться о здоровье своих детей, их физическое и духовное развитие, ведении ими здорового образа жизни. Эта обязанность родителей заключается в обеспечении родителями детям: благоприятных условий жизнедеятельности, то есть такого состояния среды жизнедеятельности, при котором отсутствует любое вредное влияние ее факторов на здоровье ребенка и есть возможности для обеспечения нормальных и восстановления нарушенных функций организма; обеспечении ребенку условий воспитания, которые отвечают требованиям санитарных норм; осуществлении мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, их гигиеническое воспитание и усвоение ими основ гигиены содействии утверждению у ребенка здорового образа жизни; содействии оказанию ребенку необходимой первичной лечебно-профилактической помощи, предусматривает консультацию врача, простую диагностику и лечение основных распространенных заболеваний, травм и отравлений, профилактические меры, а также оказанию специализированной и высокоспециализированной помощи; обеспечении ребенку прохождение ежегодного обязательного медицинского осмотра (ребенку в возрасте до одного года - ежемесячно) (Постановление Кабинета Министров Украины от 5 августа 1994 г. № 532 «О обязательные медицинские осмотры некоторых категорий населения»); предотвращении употребления ребенком табачных изделий, алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных веществ.

В случае нарушения родителями своих обязанностей заботиться о здоровье ребенка, если оно наносит существенный вред здоровью ребенка, они могут быть лишены родительских прав на основании п. 2 ст. 164 СК Украины.

8. Родители обязаны также заботиться о физическом развитии ребенка, который, в свою очередь, тесно связан со здоровьем ребенка.

Физическое развитие - это составляющая жизнедеятельности человека, изменение природных свойств его организма на протяжении жизни, что проявляется в виде показателей функциональных и морфологических возможностей организма, физических качеств, двигательных способностей, работоспособности, темпов старения организма, сроков продолжительности жизни (п. 1.1 Положения об организации физического воспитания и массового спорта в высших учебных заведениях, утвержденное Приказом Министерства образования и науки Украины от 11.01.2006 г. № 4).

Физическое воспитание ребенка должно быть направлено на овладение знаниями, умениями и навыками по управлению своим физическим развитием, разновидностями двигательной активности с целью воспитания личности ребенка в духе ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Выполняя свой долг способствовать физическому развитию ребенка, родители должны способствовать двигательной активности ребенка, развивать показатели функциональных и морфологических возможностей его организма, физических качеств, двигательных способностей, работоспособности, улучшать ее физические качества как самостоятельно, так и путем привлечения к этому процессу специалистов области физической культуры, спорта или медицины.

Кроме того, родители должны предоставлять ребенку разнообразную информацию о возможностях, закономерностей и особенностей физического развития человека, методов и способов воздействия на него с целью поддержания надлежащего состояния здоровья.

9. Понятие духовного развития личности может быть определено через понятие духовности и культуры (см. комментарий к ст. 52). Духовное развитие состоит в расширении духовного мира ребенка путем познания всех сфер окружающей действительности и своего внутреннего мира всеми доступными для конкретного человека законными средствами: обучение , отношение опытов, наблюдения, чтение, рисование, создание всех видов объектов интеллектуальной собственности и т.п.. Обязанности родителей заботиться о духовном развитии ребенка корреспондирует право ребенка на духовное развитие, которое включает в себя: право на образование, право на проявление своих способностей, право на свободу мировоззрения и вероисповедания, право на свободу литературного, художественного, научного и технического творчества.

Таким образом, родители должны способствовать получению ребенком надлежащего образования, проявления им своих способностей, расширению его мировоззрения, его самоопределению относительно исповедания определенной религии либо не исповедание никакой, его занятием литературной, художественной, научной, технической творчеством.

   В соответствии со ст. 35 Конституции Украины каждый имеет право па свободу мировоззрения и вероисповедания. В соответствии со ст. 3 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях» от 23.04.1991 г. это право включает свободу иметь, принимать и изменять религию или убеждения по своему выбору и свободу единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы, открыто выражать и свободно распространять свои религиозные или атеистические убеждения.

Родители по взаимному согласию имеют право воспитывать своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями и отношением к религии. Но они не имеют права при определении ребенком своего отношения к религии принуждать к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, религиозных обрядах и церемониях, обучение религии (ст. 4 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях») . Кроме того, родители обязаны воспитывать своих детей в духе терпимости и уважения к гражданам, не исповедующим религии, и к верующим других вероисповеданий.

Под способностями в психологии понимают такие особенности личности, которые позволяют ей успешно овладевать тем или иным видом деятельности, профессии, совершенствоваться в них, эффективно выполнять функциональные обязанности в сложных ситуациях. Исходя из этого, выполняя свой долг по развитию способностей ребенка, родители должны проявлять эти способности, содействовать развитию способностей и дарований ребенка, удовлетворению их интересов, духовных запросов и потребностей в профессиональном определении.

Статья 54 Конституции Украины гарантирует каждому гражданину свободу литературного, художественного, научного и технического творчества, защита интеллектуальной собственности, их авторских прав, моральных и материальных интересов, возникающих в связи с различными видами интеллектуальной деятельности. Каждый гражданин имеет право на результаты своей интеллектуальной, творческой деятельности, никто не может использовать или распространять их без его согласия, за исключениями, установленными законом. Государство способствует развитию науки, установлению научных связей Украины с мировым сообществом.

Под понятием свобода литературного, художественного, научного и технического творчества следует понимать возможность лица по своему усмотрению и в соответствии со своими возможностями определять сферу, содержание и форму творчости1. ГК Украины предоставляет малолетнему ребенку право осуществлять личные неимущественные права на результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые законом (ст. 31 ГК). Но нормы ГК не отмечают, что указанное право этот ребенок имеет право осуществлять самостоятельно. Это означает, что ее родители как законные представители должны способствовать ребенку в осуществлении его личных неимущественных и имущественных прав интеллектуальной собственности. Дети в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно осуществляют свои права на результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые законом (ст. 32 ГК Украины).

Одной из сфер общественного сознания, выполняет важнейшую социальную функцию регулирования поведения людей во всех областях общественной жизни, есть мораль. Мораль выражается в способах обоснования и осуществления этических требований. Общественная мораль - система этических норм, правил поведения, сложившихся в обществе на основе традиционных духовных и культурных ценностей, представлений о добре, чести, достоинстве, общественном долге, совести, справедливости (ст. 1 Закона Украины «О защите общественной морали» от 20 ноября 2003). Нравственное воспитание осуществляется в процессе всей жизнедеятельности человека, с учетом возраста и той среды, которая определяющим образом влияет на ценностные ориентации ребенка (семья, друзья и т.д.). Оно направляется на формирование у ребенка нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения.

Нравственное развитие - развитие морали, процесс, с помощью которого ребенок начинает принимать и интернализуе стандарты верного и неверного в своем обществе. Нравственное развитие личности включает формирование нравственных потребностей: потребности в труде, в общении, в освоении культурных ценностей, в развитии познавательных способностей и т.п. Эти потребности развиваются в реальном опыте деятельности и отношений детей. В процессе разнообразной деятельности формируются социально полезные поведения, этические привычки, устойчивые отношения. В целенаправленной, общественно полезной деятельности ребенок выполняет различные функции, каждая из которых готовит ее к определенным социальным обязанностей.

Таким образом, заботясь о нравственном развитии своего ребенка, родители должны направлять свой воспитательное воздействие на формирование представления ребенка о общественные идеалы, воспитание нравственных качеств, активной жизненной позиции. Также родители должны воспитывать у ребенка уважение к человеку как высшей ценности общества, развивать чувство гордости, чести и достоинства, сострадания, открытости, готовности помочь. Они должны дать ребенку представление о моральных ценностях человеческой жизни и культуре, корректировать знания ребенка о морали, полученные из различных источников, способствовать нравственному самовоспитанию ребенка.

Большое значение в выработке нравственных привычек в поведении ребенка играет общая атмосфера в семье. Способы поведения ребенка, которые формируются, имеют разветвленную сеть учебных заведений всех форм собственности, обязательным является получение только общего среднего образования. Все другие виды образования основываются на принципе добровольности выбора типов учреждений, видов деятельности.

Невыполнение родителями своих обязанностей обеспечить получение ребенком полного общего среднего образования может повлечь за собой лишение их родительских прав на основании п. 2 ст. 164 СК Украины.

11. Еще одной обязанностью родителей по воспитанию ребенка является обязанность готовить ребенка к самостоятельной жизни. Эта обязанность заключается в том, что родители должны производить у ребенка необходимые навыки самообслуживания и трудовые умения, развивать настойчивость, аккуратность, ловкость, сообразительность и другие волевые и нравственные качества. Они должны способствовать формированию у ребенка высокой культуры, организованности, четкости, точности, трудолюбия, ответственности, социальной активности, инициативности и творческих навыков. Подготовка к самостоятельной жизни также включать профессиональную ориентацию ребенка, ознакомление ее с различными профессиями и специальностями. Родители должны способствовать развитию у ребенка организаторских способностей, целеустремленности, умению планировать свою жизнедеятельность, творчески оперировать полученными знаниями, передавать их другим лицам. Родители также призваны развивать техническое творчество ребенка, формировать познавательный интерес в той или иной области знаний. Дети должны привлекаться родителями к выполнению разнообразных домашних обязанностей, к решению вопросов бюджета семьи и его использования и т.п..

12. Часть 4 комментируемой статьи является еще одним примером закрепления в законе моральных норм. Она возлагает на родителей обязанность уважать своего ребенка. Родители, проявляя уважение к ребенку, должны относиться к нему как к личности, учитывая его желания, интересы, потребности.

13. Родители имеют преимущественное право перед другими лицами на личное воспитание ребенка (ч. 1 ст. 151 СК Украины). Принцип 6 Декларации прав ребенка провозглашает, что ребенок должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей. Но вместе с тем родители вправе передавать ребенка на воспитание другим физическим или юридическим лицам.

В соответствии с принципами Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, передача ребенка на воспитание подразумевает воспитание ребенка в другой семье, которое является временным по своему характеру, может продолжаться, в случае необходимости, до достижения ребенком совершеннолетия, но при этом оно не должно исключать возможности возвращения ребенка к его собственным родителям или его усыновления до наступления совершеннолетия.

Такая передача может быть как вынужденной (вследствие отбывания родителями наказания в местах лишения свободы и пребыванием их под стражей во время следствия, длительной болезни родителей, препятствующей им исполнять свои родительские обязанности и т.д.), так и без уважительных причин. Передача детей на воспитание другим лицам может быть осуществлена ​​как с надлежащим правовым закреплением факта такой передачи (передача ребенка под опеку, попечительство, в приемную семью, детский дом семейного типа, под патронат), так и без такого оформления (фактическое воспитание ребенка родственниками или другими лицами). Вместе с тем действующее украинское законодательство предусматривает передачу ребенка родителями на воспитание не только физическим, но и юридическим лицам (см. комментарий к ст. 151 СК Украины).

Согласно ч. 5 комментируемой статьи основным условием такой передачи является сохранение родительской заботы относительно ребенка. Независимо от причин и сроков передачи ребенка на воспитание другим лицам родители обязаны заботиться о ребенке.

Забота о ребенке - это удовлетворение его моральных, физических и материальных потребностей: воспитание, уход, кормление, лечение, обучение и т.д.. С юридической точки зрения забота о ребенке - это комплекс неимущественных и имущественных обязанностей родителей относительно ребенка. Эти обязанности существуют независимо от того, проживает (находится) ребенок вместе с родителями (с одним из них). Они не прекращаются и тогда, когда родители передают ребенка на воспитание другим физическим или юридическим лицам. Может варьироваться только количество этих обязанностей. По родителями, как правило, остается полный комплекс имущественных обязанностей - обязанности по содержанию ребенка, а неимущественные обязанности выполняются родителями настолько, насколько они имеют на это возможность, поскольку родители должны выполнять их лично, а ребенок большую часть времени находится не с родителями. Все обязанности родителей по заботе о ребенке (личные неимущественные и имущественные) прекращаются только в случае усыновления ребенка (ч. 1 ст. 232 СК Украины). При этом следует иметь в виду, что эти обязанности прекращаются не с момента дачи согласия родителями на усыновление ребенка (ст. 217 СК Украины), а с момента вступления в силу решения суда об усыновлении (ст. 225 СК Украины).

Таким образом, если родители не лишены родительских прав, то их неимущественные и имущественные обязанности прекращаются только в единственном случае - в случае усыновления ребенка. Во всех других случаях они сохраняются за родителями, несмотря на то, что дети большую часть времени находятся под наблюдением других лиц.

14. Статья содержит запрет применения к ребенку любых форм насилия, и тем самым она является важной гарантией предупреждения насилия в семье, поскольку такой запрет касается ближайших родственников ребенка - его родителей. Часть 6 запрещает применять к ребенку любые виды эксплуатации, ч. 7 - физическое и психологическое насилие.

Одним из проявлений насилия над ребенком является его эксплуатация. Согласно Конвенции о правах ребенка 1989 г. и Конвенции о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда 1999 эксплуатация детей включает: экономическую эксплуатацию (любую работу, которая может представлять опасность для их здоровья или служить препятствием в получении ими образования, или наносить ущерб их здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию), сексуальную эксплуатацию (использование в незаконной сексуальной деятельности, проституции, детской порнографии), похищения, торговли детьми или их контрабанды, любую иную форму эксплуатации детей. Как видно, понятие эксплуатация не охватывается физическое и психическое насилие, которое также запрещено применять к ребенку.

Запрет эксплуатации ребенка не противоречит обязанности родителей готовить ребенка к самостоятельной жизни, предусматривающий, между прочим, привлечение ее к общественно-полезному труду, труда по самообслуживанию, а также различных видов домашнего труда. Итак, указанная деятельность ребенка становится эксплуатацией тогда, когда она представляет опасность для его здоровья или служит препятствием в получении им образования, либо наносит ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

Есть из-за того, что родители возлагают на ребенка многочисленные обязанности по ведению домашнего хозяйства, ребенок не посещает заведения образования, мало спит, недостаточно ест, часто болеет, имеет определенные признаки отставания умственного развития, ограниченный кругозор и т.д.. Все другие виды эксплуатации ребенка недопустимы при любых обстоятельствах.

Социальными последствиями жестокого обращения с детьми является трудности социализации, нарушение связей со сверстниками, поэтому у жертв насилия появляется пристрастие к алкоголю, наркотикам, осуществления мелких преступлений, и часто это заканчивается их проявлением в криминальной среде. Дети после насилия сами проявляют гнев по отношению к более слабым, в них ярко проявляется агрессивность. Дети подвергаются жестокому обращению со стороны своих родителей, имеют особые черты: физические недостатки, инвалидность или задержки в развитии, плохие манеры, тяжелый характер, поведенческие трудности.

Есть также доказательства того, что насилие над детьми - циклическая проблема. Истории семей, где дети подвергаются насилию, показывают поведенческие модели, повторяющиеся в отношении собственных детей. Дети, пережившие злоупотребление, склонны к тому, чтобы, становясь взрослыми, проявлять насильственное родительское поведение в отношении к собственным детям.

Юридическими последствиями применения к детям родителями любых видов эксплуатации является лишение родителей родительских прав на основании п. 5 ч. 1 ст. 164 СК Украины, а также привлечение их к административной или уголовной ответственности.

15. Наказание - один из старейших методов воспитания. Наказание может осуществляться в различных формах - от физического насилия над ребенком в морального унижения человека. Проблема применения метода наказания всегда была дискуссионной. С очень давних времен педагогами и психологами ведется борьба за отмену физических наказаний и наказаний, оскорбляли честь и достоинство ребенка.

На необходимость учета особенностей психики ребенка при применении родителями к нему мер воспитательного воздействия указывалось и в юридической литературе. «Осуществление родительских прав не может сопровождаться унижением человеческого достоинства детей, применение родителями мер воздействия не должно иметь характер пыток, жестокости, физического или психического насилия» '.

Родители свободны в выборе средств и методов воспитания, но воспитательные меры не могут быть такими, что унижают человеческое достоинство ребенка. Человеческое достоинство ребенка частности унижает применения к ней физических наказаний, которое рассматривается действующим законодательством как физическое насилие.

В соответствии со ст. 1 Закона Украины «О предупреждении насилия в семье» от 15.11.2001 г. физическое насилие в семье - это умышленное нанесение одним членом семьи другому члену семьи побоев, телесных повреждений, что может привести или привело к смерти пострадавшего, нарушение физического или психического здоровья, нанесению ущерба его чести и достоинства. Оно может повлечь за собой, кроме лишения родителей родительских прав, привлечения их к административной, уголовной, гражданско-правовой ответственности.

Применение к ребенку физических наказаний является нарушением его права на личную неприкосновенность, защищаемого нормами гражданского права (ст. 289 ГК Украины). Под личной неприкосновенностью понимается неприкосновенность человеческой личности как таковой, как живой физической существа.

Посягательство на личную неприкосновенность могут быть самыми разнообразными, включая нарушения физической, этической, психологической, информационной неприкосновенности. Право на личную неприкосновенность призвано предоставить ребенку возможность быть достаточно независимым в обществе, защитить ее от рабства и подневольного существования.



"LEX" - Правовой портал Украины © 2024Анализ интернет сайтов