Статья 19. Участие органа опеки и попечительства в защите семейных прав и интересов: Комментарий СК - Правовой портал Украины
LEX       
Правовой портал


МЕНЮ

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

конструктор договоров Украина

Статья 19. Участие органа опеки и попечительства в защите семейных прав и интересов: Комментарий Семейного кодекса Украины


1. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо имеет право на предыдущее обращение за защитой своих семейных прав и интересов в орган опеки и попечительства.

2. Решение органа опеки и попечительства является обязательным к исполнению, если в течение десяти дней со дня его вынесения заинтересованное лицо не обратилось за защитой своих прав или интересов в суд, кроме случая, предусмотренного частью второй статьи 170 настоящего Кодекса.

3. Обращение за защитой в орган опеки и попечительства не лишает лицо права на обращение в суд.

В случае обращения с иском в суд орган опеки и попечительства прекращает рассмотрение поданного ему заявления.

Абзац третий исключен.

4. При рассмотрении судом споров относительно участия одного из родителей в воспитании ребенка, места проживания ребенка, лишение и восстановление родительских прав, свидание с ребенком матери, отца, которые лишены родительских прав, отобрании ребенка от лица, удерживающего его у себя не на основании закона или решение суда, управления родителями имуществом ребенка, отмена усыновления и признание его недействительным обязательным является участие органа опеки и попечительства.

5. Орган опеки и попечительства представляет суду письменное заключение относительно решения спора на основании сведений, полученных в результате обследования условий проживания ребенка, родителей, других лиц, желающих проживать с ребенком, участвовать в его воспитании, а также на основании других документов, к делу.

6. Суд может не согласиться с выводом органа опеки и попечительства, если он недостаточно обоснованным, противоречит интересам ребенка.

Комментарий :

1, 3. Органами опеки и попечительства являются районные, районные в городах Киеве и Севастополе государственные администрации, исполнительные комитеты городских, районных в городах, сельских, поселковых советов. Непосредственное ведение дел по опеке и попечительству возлагается пределах их компетенции в соответствующие отделы и управления указанных органов.

Правовую основу деятельности органов опеки и попечительства составляют Конституция Украины, ГК Украины, СК Украины, Правила опеки и попечительства, Законы Украины "Об охране детства", "О предупреждении насилия в семье" и др.. (См. также главу 19).

Лицо имеет право, но не обязана обратиться предварительно за защитой своих семейных прав и интересов в орган опеки и попечительства. Ведь в. 55 Конституции Украины гарантирует каждому право обращения непосредственно в суд за защитой своего права и интереса. Поэтому положение комментируемой статьи следует рассматривать как диспозитивность и ни в коем случае как императивное требование. В случае обращения лица с иском в суд орган опеки и попечительства прекращает рассмотрение поданного ему заявления.

2. Решение органа опеки и попечительства подлежит обязательному исполнению, иногда и с помощью государственной исполнительной службы, через 10 дней со дня его принятия. В случае обращения в срок заинтересованного лица в суд решения органа опеки и попечительства не выполняется. Законодатель установил исключение из этого общего правила. Так, в исключительных случаях, при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка орган опеки и попечительства или прокурор имеют право постановить решение о немедленном отобрании ребенка от родителей. В этом случае орган опеки и попечительства обязан немедленно уведомить прокурора и в семидневный срок после вынесения решения обратиться в суд с иском о лишении родителей или одного из них родительских прав или об отобрании ребенка от матери, отца без лишения их родительских прав. С таким иском вправе обратиться и прокурор (ч. 2 ст. 170 СК Украины).

4. В ч. 4 комментируемой статьи законодатель предусмотрел перечень случаев, когда участие органа опеки и попечительства при рассмотрении дела является обязательным:

- Относительно участия одного из родителей в воспитании ребенка,

- По месту жительства ребенка,

- О лишении и восстановлении родительских прав,

- По свидание с ребенком матери, отца, которые лишены родительских прав,

- По отобрании ребенка от лица, удерживающего его у себя не на правовом основании (законе или решении суда),

- По управлению родителями имуществом ребенка,

- Об отмене усыновления и признание его недействительным.

Этот перечень не является исчерпывающим. Так, дела об усыновлении детей также рассматриваются судом с обязательным участием органа опеки и попечительства. Закон устанавливает две формы участия данных органов при рассмотрении указанных дел: представление в суд заключения о путях разрешения спора или путем участия их представителей в судебном процессе.

5. Орган опеки и попечительства представляет суду письменное заключение относительно решения спора на основании сведений, полученных в результате обследования условий проживания ребенка, родителей, других лиц, желающих проживать с ребенком, участвовать в его воспитании, а также на основании других документов, к делу. Таким образом орган опеки и попечительства выполняет возложенную на него функцию защиты интересов субъектов семейных отношений.

6. Суд может не согласиться с выводом органа опеки и попечительства, если он недостаточно обоснованным противоречит интересам ребенка. В соответствии со ст. 212 ГПК Украины, суд не связан выводами определенных органов, экспертов и оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, которое основывается на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании заявленных по делу доказательств и обстоятельств дела. Ни одно доказательство, в том числе и заключение органа опеки и попечительства, не имеет для суда заранее установленной силы. Итак, суд может не согласиться с данным выводом и не взять его во внимание.

ВХОД

БИБЛИОТЕКА (БЕТА):

"LEX" - Правовой портал Украины © 2024Анализ интернет сайтов