Прокурор в течение трех дней после получения жалобы обязан разрешить ее и сообщить о результатах жалобщику.
Жалобу и копию уведомления о результатах решения ее присоединяют к делу.
Отказ в удовлетворении жалобы должен быть мотивирован.
Решение прокурора может быть обжаловано вышестоящему прокурору.
Комментарий :
1. Согласно Закону Украины "О прокуратуре" (см. ст. 12) прокурор рассматривает заявления и жалобы о нарушении прав граждан и юридических лиц, кроме жалоб, рассмотрение которых отнесено к компетенции суда. Прокурор проводит личный прием граждан не реже одного раза в неделю. Это касается и жалоб, связанных с расследованием преступлений. Они должны быть решены оперативно, без проволочек, в течение трех дней после получения жалобы.
2. Принятию решения по жалобе может предшествовать соответствующая проверка - ознакомление с материалами дела, с материалами по рассмотрению заявлений и сообщений о преступлениях, опрос заявителя, истребования объяснений от лиц, поведение которых обжалуется, истребования соответствующих документов и т.п.. Если прокурор признает жалобу обоснованной, он должен удовлетворить требования истца: отменить незаконное постановление следователя или органа дознания (например, о закрытии уголовного дела, об избрании меры пресечения и т.п.); дать указание следователю о проведении определенных процессуальных действий, направленных на устранение нарушений прав и законных интересов заявителя, их последствий и т.п..
3. О результатах рассмотрения жалобы прокурор обязан письменно уведомить заявителя своим мотивированным письмом. А если решение прокурора связано с отменой постановления следователя, то такое решение прокурор оформляет соответствующим постановлением, копия которого может быть направлена жалобщику.
Если в удовлетворении жалобы отказано, то в письменном ответе жалобщику обязательно излагаются мотивы отказа.
Жалобы и копии сообщений и соответствующие постановления по результатам их решения присоединяются к уголовному делу, если обжаловались действия, решения органов дознания или предварительного следствия, связанные с расследованием дела. Если нет, то они добавляются к наблюдательному производства.
Не присоединяются к делу жалобы, требующие специальной проверки, например о получении следователем взятки или о совершении другого преступления.
4. В связи с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим решение прокурора по жалобе может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему прокурору.
Практику разрешения жалоб прокурорами необходимо изучать, обобщать, обсуждать на коллегиях, совещаниях в прокуратурах, с тем чтобы выявлять причины и обстоятельства их возникновения и не допускать нарушений в будущем.