Порядок избрания меры пресечения - Уголовно-процессуальный кодекс Украины. Комментарий - Правовой портал Украины
LEX       
Правовой портал


МЕНЮ

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

конструктор договоров Украина

Статья 165 (2). Порядок избрания меры пресечения




Комментарий :

1. Избрание органом дознания, следователем, прокурором на стадии досудебного расследования дела пресечения, не связанной с содержанием под стражей, закон не связывает с исполнением особых процедур. Как все процессуальные решения, постановление об избрании такой меры выносится тогда, когда к тому есть законные основания.

Решение вопроса об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу отнесено исключительно к компетенции местных судов. Апелляционные суды вправе принимать к производству и рассматривать по существу представления об избрании меры пресечения. Согласно ст. 37 УПК представление об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу должно рассматриваться тем местным судом, в районе деятельности которого совершено преступление или производится дознание или досудебное следствие по данному делу. Вопрос о передаче этого представления для рассмотрения в другой суд должен решаться по правилам, установленным ст. 38, 39, частями 2, 3 ст. 40 и ст. 41 КПК (см. п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Украины "О практике применения судами меры пресечения в виде заключения под стражу и продление сроков содержания под стражей на стадиях дознания и досудебного следствия" N 4 от 25 апреля 2003 г.).

2. Согласно ст. 1652 КПК вопрос об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу своим представлением нарушает орган дознания или следователь с согласия прокурора или сам прокурор. И в том, и в другом случае прокурор обязан ознакомиться со всеми материалами, которые дают основания для заключения лица под стражу, проверить законность получения доказательств, их достаточность для обвинения.

3. В представлении должны быть указаны фамилия, имя и отчество, возраст, место рождения лица, в отношении которого предлагается применить заключение под стражу, данные о преступлении, в совершении которого лицо подозревается, обвиняется, уголовно-правовая квалификация преступления, основания, по которым предлагается избрать меру пресечения, и доводы в пользу того, что в данном случае нужно выбрать именно взятие под стражу.

Представление органа дознания или следователя не может быть принято к производству суда, если прокурор не дал согласия на возбуждение этого вопроса перед судом или представление не ясно, какой именно прокурор (его должность и фамилия) дал согласие (см. п. 4 постановления Пленума Верховного суда Украины N 4 от 25 апреля 2003 г.). Не может судья рассмотреть представление и тогда, когда ему не предоставлена ​​для изучения уголовное дело. Однако уголовное дело в данном случае не поступает в производство суда (это потребовало бы остановки расследования дела, регистрации его в суде, обеспечение режима секретности и т.п.), а предоставляется непосредственно судье органом дознания, следователем или прокурором. Она не регистрируется и изучается судьей в режиме, обеспечивающем неразглашение данных досудебного следствия. Ознакомление в этом случае с уголовным делом подозреваемого, обвиняемого, их защитников или законных представителей в суде законом не предусмотрено. В случае отказа органом дознания, следователем, прокурором в предоставлении материалов уголовного дела или предоставления только копий отдельных процессуальных документов судья возвращает представление прокурору без рассмотрения (см. п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Украины N 4 от 25 апреля 2003 г.).

4. Согласно п. 3 ч. 6 ст. 106, частей 3 и 4 ст. 1652 КПК вопрос об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу должен быть решен в течение 72 часов с момента задержания подозреваемого, обвиняемого, а в случае пребывания лица за пределами населенного пункта, в котором действует суд, - не позднее 48 часов с момента доставки задержанного в этот пункт. Поступления в суд представление о взятии задержанного под стражу после истечения этих сроков не является основанием для отказа в его рассмотрении. На такое нарушение судья в соответствии со ст. 232 УПК обязан реагировать отдельным постановлением (см. п. 5 того же постановления).

Сроки рассмотрения представления о взятии под стражу лица, находящегося на свободе, законом не предусмотрены. Несмотря на то, что вопрос о заключении лица под стражу, как правило, требует срочного решения, суды и эти представления должны рассматривать оперативно (в течение одного - двух суток с момента поступления их в суд).

5. Закон предусмотрел специальную процедуру решения вопроса о заключении под стражу лица, находящегося на свободе: установив, что по каким-то причинам лицо необходимо задержать до рассмотрения представления, судья сначала вправе своим постановлением дать разрешение на задержание подозреваемого, обвиняемого и доставку их в суд под стражей. Такое решение принимается тогда, когда есть необходимость принудительно доставить человека в суд (если оно уклоняется от следствия, находится в розыске, не желает являться в суд и т.п.).

Перед вынесением такого постановления судья должен выяснить, является ли обвинение или подозрение в совершении лицом преступления обоснованными и есть ли необходимость в избрании в отношении него меры пресечения; если место пребывания обвиняемого не установлено, убедиться, что следователь объявил его розыск. Эти вопросы должны найти свое отражение в постановлении.

После доставки подозреваемого, обвиняемого суд представление рассматривается повторно с соблюдением предусмотренных ч. 5 ст. 1652 КПК правил.

6. О времени и месте рассмотрения представления суд через орган дознания, следователя уведомляет прокурора, защитника, законного представителя, принимает меры к обеспечению органом дознания, следователем явки (доставки) в суд подозреваемого, обвиняемого, а также в случае необходимости вызывает лицо, в производстве которого находится дело. В случаях, предусмотренных частями 4 и 5 ст. 47 УПК, суд назначает защитника с соблюдением порядка, установленного ч. 3 этой статьи.

В рассмотрении представления об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу участие прокурора, а также подозреваемого, обвиняемого, в отношении которого поступило представление, является обязательным. Неявка защитника или законного представителя подозреваемого, обвиняемого не препятствует рассмотрению представления, если им было сообщено о его время и место.

Получив представление, судья изучает материалы уголовного дела. В судебном заседании судья объявляет, какое представление рассматриваться; выясняет, кто из участников рассмотрения появился необходимые данные о них и разъясняет им права (заявлять отводы и ходатайства в рамках предмета судебного исследования, давать объяснения, высказывать свое мнение по ходатайств и объяснений других участников разбирательства, обжаловать постановление судьи); сообщает свою фамилию, фамилии прокурора и секретаря судебного заседания, защитника и законного представителя (если они появились) выясняет наличие отводов и ходатайств и решает их; допрашивает подозреваемого, обвиняемого ; в случае необходимости принимает объяснения у лица, в производстве которого находится дело; заслушивает мнение прокурора, защитника, законного представителя и принимает постановление. При рассмотрении представления об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу ведется протокол (см. п. 7 - 9 постановления Пленума Верховного Суда Украины "О практике применения судами меры пресечения в виде заключения под стражу и продление сроков содержания под стражей на стадиях дознания и досудебного следствия "N 4 от 25 апреля 2003 г.).

Соблюдение этой процедуры является обязательным. В частности, рассмотрение представления в отсутствии подозреваемого, обвиняемого не допускается.

7. Во время судебного разбирательства предметом исследования представления органа дознания, следователя или прокурора о заключении лица под стражу те обстоятельства, с которыми закон связывает возможность избрания этой меры пресечения.

Однако судья не должен исследовать доказательства, давать им оценку с точки зрения их достоверности или достаточности, другим способом исследовать или решать вопрос о доказанности виновности лица в совершении преступления. При рассмотрении представления судья должен убедиться, что подозрение в совершении лицом преступления или обвинения являются обоснованными, т.е. в распоряжении органа дознания или следователя является полученные в установленном законом порядке достаточные данные, указывающие на наличие признаков преступления (такими данными могут быть заявления и сообщения о преступлении, явка с повинной, документы, составленные по результатам оперативно-розыскной деятельности, протоколы следственных действий, заключения экспертиз и т.п.).

Если вопрос о взятии под стражу решается относительно задержанного, судья должен проверить, были ли основания для задержания (предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 106 УПК), приведены ли они в соответствующем постановлении органа дознания и указаны ли в ней, в совершении которого именно преступления подозревается лицо и как это преступление квалифицируется по УК. В случае если такой вопрос решается в отношении лица, против которого возбуждено уголовное дело, суд должен исследовать, имеются ли предусмотренные ст. 94 УПК приводы и основания для ее нарушение и указано в постановлении уголовный закон, по признакам которого возбуждено дело.

Когда вопрос о применении этой меры пресечения решается в отношении обвиняемого, нужно также проверить, действительно по делу есть доказательства, указывающие на совершение преступления именно этим лицом, или составлено постановление о привлечении его как обвиняемого согласно требованиям ст. 132 УПК, было предъявлено обвинение с соблюдением норм ст. 140 КПК.

В каждом случае судья должен удостовериться в том, что соответствующая норма уголовного закона предусматривает наказание в виде лишения свободы, и убедиться в том, что более мягкие меры могут не обеспечить надлежащее поведение подозреваемого, обвиняемого.

8. Исследуются также обстоятельства, которые согласно ст. 150 УПК должны учитываться при избрании меры пресечения, - возраст подозреваемого или обвиняемого, его состояние здоровья, семейное и материальное положение, вид деятельности, место жительства. При рассмотрении представлений о заключении лица под стражу суды изучают также данные о предыдущих судимостях, социальные связи личности, ее склонности (принимает или нет наркотики, алкогольные напитки и т.п.), образ жизни. Особое значение имеют сведения о поведении лица во время проведения в той или иной уголовному делу в отношении нее в прошлом: не уклонялась ранее лицо от следствия, суда или исполнения судебных решений, не вчинювала она раньше преступления против правосудия, прежде всего такие, как побег из места лишения свободы или из-под стражи, уклонение от отбывания наказания в виде лишения свободы.

О том, что подозреваемый, обвиняемый, находясь на свободе, не нарушать процессуальных обязанностей не будет заниматься преступной деятельностью, могут свидетельствовать также данные, характеризующие его положительно (отношение к семье, работы и т.п.), то есть такие, которые в контексте данного уголовного дела указывать на то, что у подозреваемого, обвиняемого существуют факторы, обстоятельства или ценности, которые сдерживать его от нарушения возложенных на него обязанностей.

Могут быть также исследованы финансовые возможности подозреваемого, обвиняемого или других лиц внести залог, обсуждены вопросы о размере залога, которая могла бы стать достаточным сдерживающим фактором в данном деле и в отношении данного лица.

9. Если лицо, в отношении которого решается вопрос о взятии под стражу, была задержана в порядке, предусмотренном ст. 106 УПК, и обжаловала свое задержание в суд, ее жалоба рассматривается вместе с представлением об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу с соблюдением правил, предусмотренных частями 7 и 8 указанной статьи. Признании задержания незаконным не является основанием для отказа в удовлетворении представления об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу (см. п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Украины N 4 от 25 апреля 2003 г.).

10. Сроки, в пределах которых должны действовать орган дознания, следователь, прокурор, подозреваемый, обвиняемый, защитник с тем, чтобы собрать и предоставить суду полную и всестороннюю информацию, которая бы позволила прогнозировать поведение лица после избрания ей меры пресечения, не связанной с содержанием под стражей, а также сроки решения вопроса о финансовом обеспечении пресечения в виде залога, очень невелики. В связи с этим положения ч. 8 ст. 1652 УПК, согласно которому в случаях, когда для избрания задержанному меры пресечения является необходимость дополнительно изучить данные о личности задержанного или выяснить другие обстоятельства, имеющие значение для принятия решения по этому вопросу, судья вправе продлить задержание до 10, а по ходатайству подозреваемого, обвиняемого - до 15 суток, направленное на защиту прав притягуванои к ответственности лица.

О таком задержании лица выносится постановление. Постановление судьи должно быть мотивированным. В ней должно быть также указано, какие именно данные о лице или другие обстоятельства нужно дополнительно выяснить, какие действия процессуального и не процессуального характера и кем именно должны быть совершены (см. п. 12 того же постановления).

Когда такая необходимость возникает при решении этого вопроса в отношении лица, которое не задерживалась, судья вправе отложить рассмотрение представление на срок до 10 суток и принять меры, которые обеспечат на указанный период надлежащее поведение, или своим постановлением задержать подозреваемого, обвиняемого на этот срок.

11. По правилам, установленным ст. 1652 КПК, производится рассмотрение судами представления о задержании (арест) лиц, в отношении которых решается вопрос, связанные с их экстрадицией (п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 8 октября 2004 г. N 16).

12. По результатам рассмотрения представления судья принимает решение об отказе в избрании меры пресечения или об избрании подозреваемому, обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу. Отказав в избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, суд вправе по своему усмотрению избрать подозреваемому, обвиняемому такую ​​меру пресечения, который не связанную с содержанием под стражей.

Отказ суда в взятии под стражу не препятствует следователю (по согласованию с прокурором) или прокурору повторно обратиться в суд с соответствующим представлением в той же уголовному делу при условии получения новых данных, свидетельствующих в пользу применения именно этой меры пресечения.

Возбуждение уголовного дела по факту совершения преступления (а не в отношении конкретного лица или лиц) не является основанием для отказа судом в решении вопроса об избрании меры пресечения лицу, подозреваемому или обвиняется в совершении преступления.

13. На постановление судьи в апелляционный суд прокурором, подозреваемым, обвиняемым, его защитником или законным представителем в течение трех суток со дня его вынесения может быть подана апелляция. Подача апелляции не останавливает выполнение постановления судьи.

Перечень лиц, которые в соответствии с ч. 7 ст. 1652 КПК вправе подать апелляцию на постановление судьи об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или отказе в его избрании, является исчерпывающим (см. п. 17 постановления Пленума Верховного Суда Украины N 4 от 25 апреля 2003 г.).

Согласно ч. 5 ст. 349 УПК апелляция подается непосредственно в апелляционный суд.

Возможность подачи апелляций на постановления судьи о задержании подозреваемого, обвиняемого (см. ч. 4 и 8 ст. 1652 УПК) законом не предусмотрена.

14. Рассмотрение дела по апелляции осуществляется в порядке, установленном ст. 362 УПК (см. комментарий к этой статье).
ВХОД

БИБЛИОТЕКА (БЕТА):

"LEX" - Правовой портал Украины © 2024Анализ интернет сайтов