Порядок сношения судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими учреждениями - Правовой портал Украины
LEX       
Правовой портал


МЕНЮ

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

конструктор договоров Украина

Статья 31. Порядок сношения судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими учреждениями иностранных государств


Порядок сношения судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими учреждениями иностранных государств, а также порядок исполнения взаимных поручений определяется законодательством Украины и международными договорами Украины согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.

Комментарий :

1. Данная статья относительно порядка сношений суда и правоохранительных органов с соответствующими учреждениями иностранных государств, а также порядка выполнения ими взаимных поручений отсылает к законодательству Украины и международных договоров.

2. В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Украины действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины.

Для Украины, в частности, вступили в силу такие европейские конвенции по вопросам уголовного судопроизводства:

- Европейская конвенция о выдаче (1957 г.); Дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче (1975 г.); Второй дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче (1978 г.);

- Европейская конвенция о взаимной помощи по уголовным делам (1959 г.); Дополнительный протокол к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам (1978 г.);

- Европейская конвенция о надзоре за условно осужденными или условно освобожденными правонарушителями (1964 г.);

- Европейская конвенция о передаче производства по уголовным делам (1972 г.);

- Конвенция о передаче осужденных лиц (1983 г.);

- Конвенция об отмывании, поиске, аресте и конфискации доходов, полученных преступным путем (1990 г.).

Центральными органами Украины, компетентными решать и рассматривать вопрос выполнения требований Конвенции об отмывании, поиске, аресте и конфискации доходов, полученных преступным путем (1990 г.), является Министерство юстиции Украины (по судебным решениям) и Генеральная прокуратура Украины (относительно процессуальных действий во время расследования уголовных дел).

Органом Украины, через который осуществляется отправка и получение запросов относительно выполнения требований Европейской конвенции о выдаче (1957 г.), Дополнительного протокола к Европейской конвенции о выдаче (1975 г.), Второго дополнительного протокола к Европейской конвенции о выдаче (1978 г .), Европейской конвенции о взаимной помощи по уголовным делам (1959 г.), Дополнительного протокола к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам (1978 г.), Европейской конвенции о надзоре за условно осужденными или условно освобожденными правонарушителями (1964 г. ), Европейской конвенции о передаче производства по уголовным делам (1972 г.), Конвенции о передаче осужденных лиц (1983 г.), является Министерство юстиции Украины. Центральными органами Украины, компетентными решать и рассматривать вопрос о выполнении указанных конвенций, является Министерство юстиции Украины (относительно дел, находящихся на рассмотрении в суде) и Генеральная прокуратура Украины (относительно процессуальных действий при расследовании уголовных дел).

3. Механизм выполнения указанных Европейских конвенций предусмотрен Инструкцией о порядке выполнения европейских конвенций по вопросам уголовного судопроизводства, утвержденной приказом Министерства юстиции Украины, Генеральной прокуратуры Украины, Службы безопасности Украины, Министерства внутренних дел Украины, Верховного Суда Украины, Государственной налоговой администрации Украины, Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний N 34/5/22/130/512/326/73 от 29 июня 1999 г. (зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 7 июля 1999 г. под N 446/3739).

4. В частности, выполнение Европейской конвенции о взаимной помощи по уголовным делам предусматривает:

- Орган, проводящий расследование по делу, согласно требованиям ст. 14 Конвенции готовит обоснованный запрос о проведении процессуальных действий на территории иностранного государства и через свой центральный орган, а в случае нахождения уголовного дела в производстве органов прокуратуры - через прокуратуру области (приравненное к нему прокуратуру) посылает запрос в Генеральную прокуратуру Украины, где после изучения и проверки материалов, при наличии предусмотренных законом оснований для обращения, направляют запросы в Министерство юстиции Украины.

В случае необходимости выполнения поручения суда на территории иностранного государства запрос направляется в Министерство юстиции Украины через соответствующее управление юстиции;

- Министерство юстиции Украины после изучения и проверки материалов в случае соответствия содержания и формы запроса и необходимых приложений положениям Конвенции готовит и в возможно короткий срок направляет соответствующему органу иностранного государства запрос на проведение процессуальных действий - выполнение поручения суда.

Запрос о проведении процессуальных действий - выполнение поручения суда, поступившего от соответствующего органа иностранного государства, рассматривается Министерством юстиции Украины.

При отсутствии обстоятельств, которые согласно действующему законодательству Украины и положениями международных договоров препятствуют оказанию правовой помощи, запрос на проведение процессуальных действий направляется в Генеральную прокуратуру Украины, которая в соответствии с требованиями закона о подсудности передает его компетентному учреждению для организации выполнения.

Запрос о выполнении поручения суда в соответствии с требованиями закона о подсудности направляется соответствующему управлению юстиции, которое, в свою очередь, организует его выполнение.

Собранные материалы, заверенные гербовой печатью органа выполнения запроса, направляются в Министерство юстиции Украины для дальнейшей передачи соответствующему органу иностранного государства. В случае необходимости Министерство юстиции Украины может потребовать от органа, непосредственно выполнял запрос, направление дополнительных материалов, надлежащего оформления и т.д..

В случае невозможности выполнения запроса соответствующего органа иностранного государства информируется об этом с мотивированным изложением причин.

Срок выполнения запросов о предоставлении правовой помощи не должен превышать 30 суток. Механизм выполнения других конвенций предусмотрен указанной Инструкции.

5. По общему правилу, поручение на проведение процессуальных действий на территории другого государства должно содержать:

- Наименование дела или материала, по которым запрашивается правовая помощь;

- Описание событий, являющихся предметом расследования (установки), их юридическая квалификация;

- Данные о предъявлении обвинения с изложением полного текста соответствующих статей Уголовного кодекса Украины;

- Фамилия, имя, отчество и процессуальное положение лиц, в отношении которых необходимо выполнить процессуальные действия, сведения об их месте жительства или пребывания, род занятий, а также другие данные, которые могут облегчить выполнение поручения;

- Перечень процессуальных действий, подлежащих выполнению.

Поручение на проведение процессуальных действий и документы, которые к нему прилагаются, составляются на государственном языке Украины с обязательным приложением к ним надлежащим образом заверенного перевода на язык запрашиваемой стороны или предусмотренное договором (для участников Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. допускается составление всех документов на русском языке).

Поручения и документы, которые к нему прилагаются, должны быть заверены подписью компетентного лица и скреплены гербовой печатью инициатора поручения.

6. Надо отметить, что если Европейская конвенция о выдаче в отношении тех стран, к которым она применяется, заменяет любых международных договоров, которые регулируют выдачу правонарушителей между любыми двумя или многими государствами, то все другие конвенции, указанные в п. 2 этого комментария, не затрагивают права и обязательства, вытекающие из других международных многосторонних и двусторонних договоров, которые действуют для государств-участников и содержат положения этих конвенций.

7. Кроме указанных международно-правовых актов, действует также Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам стран СНГ (подписано в Минске 22 января 1993 г. Республика Беларусь, Арменией, Казахстаном, Кыргызстаном, Молдовой, Российской Федерацией, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном и Украиной).

Согласно тексту настоящей Конвенции ее участники должны предоставлять правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством стороны, обращается за помощью, в частности относительно составления и пересылки документов, проведения обысков, выемок, экспертиз, допросов обвиняемых, свидетелей, потерпевших, экспертов, возбуждение уголовного преследования, выдачи вещественных доказательств, розыска и выдачи лиц, совершивших преступления и др..

При исполнении поручения об оказании правовой помощи учреждение, которому направлен запрос, применяет законодательство своей страны. По просьбе учреждения - инициатора запроса, учреждение, которое выполняет его, может применять и процессуальные нормы стороны-инициатора, если только они не противоречат законодательству стороны, которой направлен запрос.

Свидетель, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, а также эксперт, которые по вызову, направленным через учреждение стороны, которой запрашивается, появятся в учреждение юстиции Стороны, сделавшей запрос, не могут быть, независимо от своего гражданства , привлеченные на ее территории к уголовной или административной ответственности, взяты под стражу и подвергнуты наказанию за деяния, совершенные до пересечения ее государственной границы. Такие лица не могут быть также подвергнуты наказанию в связи с их показаниями свидетеля или экспертными заключениями по уголовному делу, по которому осуществляется разбирательство. Однако указанные лица утрачивают эту гарантию, если они не покинут территорию стороны, они вызваны, по возможности это сделать до истечения 15 суток с того дня, когда учреждение юстиции, производившего их допрос, сообщила им, что в их дальнейшей присутствии нет необходимости. В этот срок не учитывается время, в течение которого эти лица не по своей вине не могли покинуть территорию стороны, их вызвавшей.

Свидетелю, эксперту, а также потерпевшему и его законному представителю сторона делала запрос, возмещает расходы, связанные с проездом и пребыванием их на ее территории, как и заработную плату за дни, в течение которых они не работали. Эксперт к тому же имеет право на вознаграждение за проведение экспертизы. В вызове должно быть указано, какие выплаты вправе получить вызванные лица. По их ходатайству учреждение юстиции Стороны, сделавшей запрос, выплачивает аванс на покрытие соответствующих расходов. Вызов свидетеля или эксперта, проживающего на территории одной стороны, в учреждение юстиции другой стороны не может содержать угрозы применения средств принуждения в случае их неявки.

Договаривающиеся стороны по просьбе друг к другу предоставляют в соответствии со своим законодательством помощь по установлению адреса, места работы и доходов лиц, проживающих на территории стороны, получила запрос, в отношении которых учреждениями юстиции стороны сделала запрос, выдвинуты требования по уголовному делу.

Договаривающиеся стороны обязаны по требованию друг к другу выдавать лиц, находящихся на их территории, для привлечения этих лиц к уголовной ответственности или для исполнения приговора.

Выдача лица для привлечения его к уголовной ответственности имеет место в том случае, когда лицо совершило деяние, которые по законам обеих сторон являются наказуемыми и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы сроком не менее одного года.

Выдача лица для исполнения приговора производится в случае, если это лицо совершившее предусмотренное уголовным законодательством обеих сторон деяния, за которое ей назначено наказание в виде лишения свободы сроком на шесть месяцев и более.

Выдача не производится в случае, если: лицо является гражданином стороны, от которой требуется выдача, на момент получения требования уголовное преследование согласно законодательству стороны, от которой требуется выдача, не может быть возбуждено или приговор не может быть обращен в исполнение вследствие истечения срока давности или на ином законном основании; отношении лица, которое требуют выдать, на территории стороны, от которой требуется выдача, за то же преступление был вынесен приговор или постановление о прекращении производства по делу, вступившие в законную силу; преступление в соответствии с законодательством той или иной из сторон преследуется в порядке частного обвинения (по заявлению потерпевшего).

Получив требование, сторона, которой направлено обращение, немедленно принимает меры к взятию под стражу лица, требуют выдать.

Лицо, требуют выдать, может быть взята под стражу на основании ходатайства и до получения требования о выдаче. В ходатайстве должны содержаться ссылка на постановление о взятии под стражу или на приговор, вступивший в законную силу, и указание на то, что требование о выдаче будет предоставлена ​​дополнительно. Ходатайство о взятии под стражу может быть передано по почте, телеграфу, телексу или телефаксу. Лицо может быть задержано и без ходатайства, если имеются предусмотренные законодательством основания подозревать, что оно совершило на территории другой стороны преступление, влекущее выдачу.

О взятии под стражу или о задержании лица, требуется выдать, необходимо уведомить другую сторону.

В случае если требования о выдаче поступят от нескольких государств, сторона, к которой обращаются, самостоятельно решает, какое из этих требований должно быть удовлетворено.

По уголовного преследования выданного лица предусматривается следующее ограничение: без согласия стороны, выдавшего лицо, последнюю нельзя привлечь к уголовной ответственности или подвергнуть наказанию за совершенное до его выдачи преступление, за которое оно не было выдано.

Сторона, к которой обращен запрос о выдаче лица, сообщает стороне, направившей запрос, о месте и времени выдачи. В случае если сторона, направившая запрос, не примет лицо, подлежащее выдаче, в течение 15 дней после согласованной даты передачи, это лицо должно быть освобождено из-под стражи.

Стороны уведомляют друг друга о результатах производства по уголовному делу против выданного лица. По требованию стороны, которая выдала лицо, ей направляется и копия окончательного решения.

Уголовное преследование осуществляется в следующем порядке.

Каждая сторона обязана по поручению другой стороны осуществлять в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против собственных граждан, подозреваемых в том, что они совершили преступление на территории стороны, направившей запрос о выдаче.

Если преступление, по поводу которого возбуждено уголовное дело, влечет за собой гражданско-правовые требования со стороны лиц, пострадавших ущерб от этого преступления, такие требования при наличии ходатайств о возмещении ущерба рассматриваются в данном деле.

В поручении об осуществлении уголовного преследования должны быть указаны: наименование учреждения, направляет запрос, описание деяния, в связи с которым направлено поручение об осуществлении преследования; можно точнее время и место совершения деяния; текст статьи закона стороны (запрашивающее) , на основании которой деяние признается преступлением, а также текст других законодательных норм, имеющих существенное значение для производства по делу, фамилию и имя подозреваемого лица, его гражданство, другие сведения о его личности; заявления потерпевших по уголовным делам, возбуждаемых по заявлению потерпевшего, и заявления о возмещении вреда, размер вреда, причиненного преступлением.

К поручению прилагаются материалы уголовного преследования, которые есть в распоряжении стороны сделала запрос, а также доказательства.

В случае направления стороной, запрашивающей, возбужденного уголовного дела расследование по этому делу продолжает сторона, которой запрашивается, согласно своему законодательству.

Каждый из документов, имеющихся в деле, должен быть удостоверен гербовой печатью компетентного учреждения юстиции стороны, которая делает запрос.

Если одной из сторон направлено поручение об осуществлении уголовного преследования после вступления в законную силу приговора или принятия учреждением стороны, получила запрос, иного окончательного решения, уголовное дело не может быть возбуждено учреждением стороны, направляет запрос, а возбужденное ею дело подлежит закрытию.

В случае, когда одно лицо или группа лиц обвиняются в совершении нескольких преступлений, дела по которым подсудны судам двух или более сторон, рассматривать их должен суд той стороны, на территории которой закончено предварительное расследование. В таком случае дело рассматривается по правилам судопроизводства этой стороны.

В случае возникновения необходимости передачи предметов стороны обязаны передавать друг другу предметы:

- Которые были использованы при совершении преступления, влекущего за собой выдачу лица, в том числе орудия преступления, предметы, которые были приобретены в результате преступления или в качестве вознаграждения за него, или же предметы, которые преступник получил взамен предметов, приобретенных таким образом;

- Которые могут иметь значение доказательств в уголовном деле; эти предметы передаются и в том случае, когда выдача преступника не может быть осуществлена ​​из-за его смерти, побег или в силу других обстоятельств.

Каждая из сторон должна предоставлять другим сторонам бесплатно по их просьбе сведения о судимости лиц, осужденных ранее ее судами, если эти лица привлекаются к уголовной ответственности на территории стороны, которая делает запрос.

Сношения по вопросам выдачи, уголовного преследования, а также исполнения следственных поручений, затрагивающих права граждан и требующих санкции прокурора, осуществляются генеральными прокурорами (прокурорами) сторон.

8. Кроме того, Инструкцией о порядке использования правоохранительными органами возможностей Национального центрального бюро Интерпола в Украине в предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений, утвержденной приказом МВД Украины, Генеральной прокуратуры Украины, Службы безопасности Украины, Госкомграницы Украины, Государственной таможенной службы Украины, Государственной налоговой администрации Украины N 3/1/2/5/2/2 от 9 января 1997 г., определены порядок и процессуальная форма взаимодействия органов дознания и досудебного следствия и других правоохранительных органов Украины с правоохранительными органами других государств.

В частности, Национальное центральное бюро Интерпола Украины обеспечивает сотрудничество правоохранительных органов Украины и зарубежных стран в целом, так и в отдельных направлениях борьбы с преступностью и предоставление возможностей для подготовки и отправки инициативных запросов за границу, подготовки и ответ на запросы зарубежных правоохранительных органов; обмена оперативно-розыскной, оперативно-справочной и криминалистической информацией о подготовке и совершении преступлений и причастных к ним лиц, а также архивной и, в отдельных случаях, процессуальной информацией.
ВХОД

БИБЛИОТЕКА (БЕТА):

"LEX" - Правовой портал Украины © 2024Анализ интернет сайтов