Статья 95. Минимальная заработная плата. Индексация заработной платы
Минимальная заработная плата - это законодательно установленный размер заработной платы за простой, неквалифицированный труд, ниже которого не может производиться оплата за выполненную работником месячную, почасовую норму труда (объем работ).
К минимальной заработной платы не включаются доплаты, надбавки, поощрительные и компенсационные выплаты.
Часть третья исключена
Размер минимальной заработной платы устанавливается и пересматривается в соответствии со статьями 9 и 10 Закона Украины "Об оплате труда" и не может быть ниже размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц.
Минимальная заработная плата является государственной социальной гарантией, обязательной на всей территории Украины для предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности и хозяйствования и физических лиц.
Заработная плата подлежит индексации в установленном законодательством порядке.
Комментарий :
1. Установление размера минимальной заработной платы - одно из важнейших направлений государственного регулирования заработной платы. Государство гарантирует работникам получение заработной платы в размере не ниже минимальной заработной платы при наличии следующих условий:
1) выполнение работником установленного для соответствующих работ и работников нормы рабочего времени, рассчитанной на месяц. Норма рабочего времени в месяц рассчитывается в соответствии с законодательством о рабочем времени. Если для данного вида работ установлено сокращенное рабочее время, то месячная норма рабочего времени рассчитывается исходя из продолжительности сокращенной рабочей недели. Норма рабочего времени для несовершеннолетних рассчитывается исходя из установленной для них сокращенной продолжительности рабочей недели. При неполном рабочем времени (ст. 56 КЗоТ ), также при невыполнении работником месячной нормы рабочего времени по причинам, не зависящим от владельца, гарантируется выплата не минимальной заработной платы, а той ее части, которая соответствует соотношению между фактической продолжительности рабочего времени работника ( с учетом времени, в течение которого работник получал пособие по социальному страхованию, и времени, в течение которого за работником сохранялся средний заработок) и нормой рабочего времени, установленной для соответствующих видов работ и соответствующих категорий работников;
2) выполнения работником нормы интенсивности труда. Это второе условие вытекает из слов "почасовую норму труда (объем работ)", содержащиеся в части первой ст. 95 КЗоТ и ст. 3 Закона "Об оплате труда". Как бы не определялась норма интенсивности труда, его невыполнение может быть основанием для отказа гарантировать выплату минимальной заработной платы только при сдельной форме оплаты труда. При повременной форме оплаты труда размер основной заработной платы не зависит от выполнения нормы интенсивности труда, хотя бы эта норма была установлена в виде нормированного производственного задания, выполнение которого контролируется и учитывается. Поэтому невыполнение нормированного производственного задания при повременной форме оплаты труда не может быть основанием для отказа гарантировать минимальную заработную плату. При сдельной форме оплаты труда, если не выполнена норма интенсивности труда по вине работника, гарантируется не минимальная заработная плата, а ее часть, которая соответствует проценту выполнения нормы выработки (иной нормы интенсивности труда). Если же нормы выработки при сдельной форме оплаты труда не выполнены не по вине работника, то при этом действует гарантия, установленная ст. 95 КЗоТ (минимальная заработная плата), и гарантия, предусмотренная ст. 111 КЗоТ (производится оплата за фактически выполненную работу, но не ниже двух третей тарифной ставки присвоенного работнику разряда).
2. Действующее законодательство не предусматривает механизма контроля за соблюдением минимальной нормы оплаты труда за другой период, кроме как за месяц. Основными направлениями социальной политики Украины на 1997 - 2000 годы предусматривался постепенный переход (начиная с 1999 г.) на почасовую оплату труда с применением минимального размера почасовой заработной платы. Согласно этому приказу Минтруда были утверждены Методические рекомендации по внедрению почасовой оплаты труда и соблюдения минимальных часовых гарантий в оплате труда. Ими были определены дифференцированные по месяцам размеры минимальной почасовой заработной платы на 1999 год, исходя из нормы рабочего времени и минимальной заработной платы 74 грн. в месяц.
3. Не следует, однако, считать, что переход, якобы начался в 1999 году, на почасовую оплату труда с применением минимального размера почасовой заработной платы действительно идет достаточно быстрыми темпами, а потому есть опасность отстать от этого процесса. Во-первых, идея почасовой оплаты, декларируемая в Основных направлениях социальной политики Украины на 1997 - 2000 годы в течение этого периода развития не получила. Теперь она отражена в Основных направлениях социальной политики Украины на период до 2004 года, Концепции дальнейшего реформирования оплаты труда в Украине, границы которой (Концепции) во времени предусмотрительно не определены, в виде задания относительно установления минимальной почасовой заработной платы. Во-вторых, в названной Концепции и в упомянутых Методических рекомендациях предусматривается использование повременной оплаты прежде всего в малом и среднем бизнесе, на работах у физических лиц, на разовых, временных работах, для работников, заключивших трудовые договоры в порядке вторичной (и даже третичной) занятости, то есть там, где порой за излишнее, если не беспокоят органы налоговой службы, считают также составление табелей учета рабочего времени за месяц с указанием продолжительности ежедневной работы. В-третьих, Методические рекомендации считают необходимым условием почасовой оплаты труда установление работникам нормированных производственных заданий, которые должны быть технически обоснованными. В условиях, когда вообще относительно народного хозяйства ставится задача "восстановления нормирования труда" (п. 3 названной Концепции), когда нормирования труда почти вообще не производится, нереально ставить задачу восстановления нормирования труда, установление нормированных производственных заданий и повременной оплаты. В обозримой перспективе внедрение такого рода реформы нереально. Оно не может решить никаких проблем. В частности, так нельзя решить проблемы низкой производительности (и интенсивности) труда, низкого качества труда.
4. Вместе с тем необходимо учитывать, что часть первая ст. 95 КЗоТ уже сегодня допускает установление контроля за выполнением сдельщиками норм труда в течение каждого часа. При этом владелец будет обязан гарантировать минимальную заработную плату только за те часы, в которые выполнены нормы выработки. При невыполнении норм выработки в соответствующие часы по вине работника минимальная заработная плата не будет гарантироваться.
5. Часть четвертая ст. 95 КЗоТ специально указывает на то, что минимальная заработная плата обязательна для всех работодателей - юридических лиц (независимо от права собственности, на котором они основаны и организационно-правовой формы) и граждан (которые являются субъектами предпринимательской деятельности или использующих наемный труд в потребительском хозяйстве). Необходимо, однако, напомнить, что стороны трудового договора имеют право согласовывать условие о неполное рабочее время, при котором работнику гарантируется минимальная заработная плата не полностью, а только в части, пропорциональной доле неполного рабочего времени в полном рабочем времени.
6. С 01.10.2007 г. действует размер минимальной заработной платы 460 грн. К минимальной заработной платы не включаются надбавки, доплаты, поощрения и компенсационные выплаты.
Согласно пп. 52 п. 5 ст. 38 Бюджетного кодекса Украины размер минимальной заработной платы будет устанавливаться в Законе о государственном бюджете на соответствующий год.
7. Механизм пересмотра размера минимальной заработной платы установлен ст. 10 Закона "Об оплате труда". Размер минимальной заработной платы устанавливается один раз в год при утверждении Государственного бюджета. Это положение, однако, не носит императивного характера, а должно соблюдаться как правило: полностью игнорировать его нельзя, но и руководствоваться им каждый раз не обязательно. Практика пошла по пути, который ближе к игнорированию приведенного положения, чем к его соблюдению.
Установка нового размера минимальной заработной платы производится по представлению Кабинета Министров. При установлении размера минимальной заработной платы должны учитываться предложения, выработанные путем переговоров между представителями профессиональных союзов, собственников или уполномоченных ими органов, объединившихся для ведения коллективных переговоров и заключения генерального соглашения. Законом "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины и Закон" Об оплате труда "до ст. 10 Закона" Об оплате труда "внесены изменения, согласно которым изменения размера минимальной заработной платы другими законами (кроме закона о государственном бюджете) и другими нормативно- правовыми актами действуют исключительно после внесения изменений в закон о Государственном бюджете Украины на соответствующий год.
8. С целью обеспечения интересов работников ст. 11 Закона "Об оплате труда" предусматривает, помимо установления размера минимальной заработной платы как государственной социальной гарантии, определение генеральным соглашением минимальных размеров ставок (окладов) заработной платы, обязательных для всех субъектов, на которых распространяется Генеральное соглашение.
9. Отношения, связанные с индексацией заработной платы, регулируются Законом "Об индексации денежных доходов населения" и Порядком проведения индексации денежных доходов населения. Закон действует с 1 января 2003 г. (ч. 1 ст. 17 Закона), хотя он принят 6 февраля 2003 г., а опубликован в газете "Урядовый курьер" 5 марта 2003
Итак, согласно названного Закона учету подлежит индекс инфляции за январь 2003 г. и последующие месяцы. Порогом индексации является индекс инфляции в размере 101 процент. В 2003 г. он был достигнут уже в январе (официально обнародован индекс инфляции за январь составил 101,5 процента). Индексация заработной платы (начисленной работникам) осуществляется с 1 марта ("повышение денежных доходов населения осуществляется с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором опубликован индекс инфляции"). Об этом собственник обязан издать приказ. Но невыполнение этого требования не лишает работников права на выплату им суммы индексации заработной платы.
Индексируется заработная плата всех работников (независимо от ее размера), но только в пределах прожиточного минимума для тех, кто работает (496 грн., А с 1 октября 2006 г. - 505 грн.).